Силаева О.Л., Ильичев В.Д., Дубров А.П.
Говорящие птицы и говорящие звери. ¾ М.: Из-во
ПАСЬВА-ИнЭкоПром, 2005. ¾
240 с.

 

Несмотря на то, что всем известны говорящие попугаи и некоторые другие виды птиц, считается общепринятым и подтвержденным высочайшими научными авторитетами, что способностью к речи обладает исключительно человек. Б.Ф.Поршнев, основатель гоминологии ѕ науки о ближайших к человеку приматах, поставил эту способность в качестве определяющего критерия при отнесении гоминоидов к людям или же к животным. Даже неандертальцам он отказал во владении речью и на этом основании зачислял их в животные. При этом он опирался на имевшиеся сведения о поведении гоминоидов, попавших к человеку в неволю, а также на наблюдения их на природе. Во всех случаях, известных Поршневу, подчеркивалась неспособность пленников научиться хотя бы зачаткам речи. Птицы заведомо не рассматривались, как не млекопитающие. Кроме того, их речевые успехи считались прямолинейным порождением рефлекторных способностей к слепому подражанию без какого-либо осознания смысла.

Однако наблюдения последнего времени показывают, что лингвистические способности животных выходят за рамки этой механистической схемы. Тем более, при благоприятных условиях можно ожидать речевые проявления у гоминоидов, более развитых, чем антропоиды. В книге американских авторов Мэри Грини и др. (Mary Green, Mary Alayne and Janice Carter Coy "50 Years with Bigfoot: Tennessee Chronicles of Co-Existence." 2002) приводятся сведения, что крупные североамериканские бигфуты используют речь при общении с подкармливающими их фермерами. Их словарный запас состоит из смеси индейских и английских слов, и по мере общения обе стороны приходят к взаимопониманию. В некоторых случаях на Кавказе, которые раньше замалчивались как неправдоподобные, также отмечались элементы речевого общения гоминоидов и местных жителей. Знание подобных способностей может открыть новое в понимании становления человека, найти пути сохранения этих существ от вымирания под натиском человека.

И по отношению к другим животным в резко сужающемся современном мире для их сохранения крайне необходимы исследования всех их способностей и возможностей. Не говоря о том, что эта тема сама по себе интересна любому подлинному любителю природы.

Рассматриваемая книга написана тремя докторами биологических наук, профессорами, и поднятые в ней вопросы освещены на самом высоком уровне. Подробно изучены условия, при которых животное старается освоить речь хозяина. Это прежде всего осознание им полной зависимости от хозяина и страстное желание быть полезным ему, приблизиться к его уровню. С этих позиций авторы выделяют типы животных, психологически пригодных для обучения говорению, а также определяют не поддающихся такому обучению. Интересно отметить, что наибольших успехов добиваются животные, которые отзывчивее на похвалу и другую эмоциональную поддержку, чем на пищевое поощрение.

Исследована мотивация владельцев животных, готовых приложить значительные усилия, чтобы иметь рядом с собой уникального товарища. Имеются примеры нетрадиционного использования таких животных ѕ специально обученные попугаи уже сейчас служат поводырями слепых не хуже собак, т.к. различают цвета, хорошо ориентируются в окружающей обстановке и голосом подсказывают незрячему необходимые действия.

Первая и наибольшая по объему часть книги посвящена говорящим птицам. Но это не относится к теме нашего сайта, хотя она и крайне интересна. Для многих окажется сюрпризом изложение механизма воспроизведения звуков птицами. Звук у них возникает не в гортани, как у млекопитающих, а в нижней части трахеи у разветвления на бронхи, где образовался довольно сложный орган с голосовыми связками, позволяющий издавать самые разнообразные звуки. Степень его развитости определяет уровни способностей птиц различных видов и родов к говорению. Вторым фактором, влияющим на эти способности, является степень развития мозга животного. Осмысленные реакции говорящих птиц на различные возникающие вокруг них ситуации показывают, что разумность их гораздо выше, чем это принято считать и чем можно ожидать при столь небольших объемах их мозга. Авторы обращают внимание на отличия структуры мозга у птиц от млекопитающих, благодаря которым он эффективно функционирует при небольших размерах. Эти исследования опровергают парадигму “чем больше мозг, тем больше ума”.

В разделе о говорящих зверях больше всего примеров о кошках и собаках, что вполне естественно, поскольку это самые многочисленные наши питомцы.

Авторы делят уровни освоения речи на пассивный и активный. На пассивный уровень, характеризуемый пониманием слов, произносимых хозяином, и исполнением в нужных случаях его команд, выходят практически все домашние млекопитающие, если они достаточно продолжительно контактируют с человеком. Ещё довольно широко распространено мнение, что наши питомцы реагируют не на слова, а но интонацию (угрожающую, ласковую или требование), с которой хозяин обращается к животному. Наблюдения и опыты исследователей показали, что это не так. Как пример, слово “колбаска”, произнесенное самым строгим тоном, приводило собаку в радостное настроение, в то время как ласковое замечание заставляло ее сжаться и опустить хвост. Каждый владелец животного может привести множество подобных примеров из своего опыта.

Активный уровень, когда животное обучается своим голосом воспроизвести слова, смысл которых ему известен, достигается в несравненно более редких случаях. Успех зависит от обстановки, в которой выращивается и проживает животное, желания и умения хозяина провести курс такого обучения и, конечно, от способности к этому самого животного. Все стороны этого процесса тщательно рассмотрены авторами. Ими приведены многочисленные примеры конкретных животных, достигших значительных успехов в освоении говорения, и среди них даже такие, как слоны, тюлени, дельфины и другие. Описаны эффективные методики обучения говорению, которые, по-видимому, могут быть полезны при обучении человеческих детей иностранным языкам, а также проблемных детей с аномалиями в развитии.

Как ни странно и неожиданно для нас, обезьяны в освоении голосовой речи значительно отстают от перечисленных выше животных. Их интеллект значительно выше, они понимают большее количество слов и по командам выполняют больше разнообразных действий, имеют развитую лицевую мимику и издают разнообразные собственные звуки, но им труднее произнести нужные звуки человеческих слов. Поэтому исследователи психики обезьян перешли на язык жестов глухонемых ѕ амслен. Некоторые животные достигли при этом значительных успехов. Так, молодая горилла по кличке Коко к семи годам понимала 2000 английских слов и знала около 750 слов-жестов. Другая преуспевшая в амслене шимпанзе сумела голосом освоить лишь три слова ѕ мама, папа, чашка (в английском легкое “кап”). По-видимому, такие результаты могли произойти по следующим причинам:

К сожалению, обезьянам в книге отведено лишь несколько страниц.

Мне кажется, что книга стала бы ещё привлекательней, если бы к ней был приложен компакт диск со звуковыми и видео записями говорящих животных, тем более что эти материалы, как отмечено в книге, у авторов имеются.

Эта в целом замечательная книга будет интересна всем любителям природы.

Михаил Трахтенгерц