Кавказ. Южные районы.

      Профессор Поршнев пишет, что первые сообщения с Кавказа в начале 60-х годов смутили исследователей реликтовых гоминоидов. До этого времени всё внимание исследователей было приковано к Гималаям и после нескольких хорошо оснащённых и подготовленных экспедиций, не принёсших желаемых результатов там, трудно было поверить, что "дикий  человек" мог оказаться на Памире. Но, тем более, трудно было поверить в то, что он может где-то скрываться на густонаселённом, исхоженном вдоль и поперёк многочисленными экспедициями и бесчисленными группами  альпинистов и туристов, Кавказе.   

 

   

 

      Но ещё во время Памирской экспедиции АН СССР 1958 года редакцией "Комсомольской правды" было получено несколько писем с Кавказа. Это были в основном отклики на статью Поршнева об алмасах Монголии.

    

     Краевед из Кабарды П.П.Болычев, собиратели местного фольклора Р.Д.Варкасов, Ю.Н.Ержиков и Е.Г.Тхагапсоев чуть ли не с возмущением писали, что и у них в Кабарде водятся такие же волосатые человекоподобные существа, как алмасы в Монголии, но кабардинцы их называют алмасты.

     “Комиссия по проблеме "снежного человека”, поручила зоологу профессору А.А.Машковцеву разобраться в этом  вопросе. Изучив литературные источники и ознакомившись с полученными письмами, Машковцев несколько раз съездил на Кавказ и установил, что это перспективнейший район для изучения и поисков реликтовых гоминоидов.                      

     К настоящему времени исследователями и энтузиастами там собран богатейший опросный материал. Наибольший вклад в этом принадлежит неутомимой исследовательнице Кавказской популяции “дикого человека” алмасты  Жанне Иосифовне Кофман, посвятившей этой проблеме всю свою жизнь. Большая часть рассказов очевидцев, приведенных в этом разделе, записана ею – бессменнным руководителем Кавказской экспедиции “Российского общества криптозоологов”, Председателем которого она являлась.                       

 

      Познакомимся с некоторыми из них. Начнём с Закавказья.

 

                         Азербайджан

              Южный Азербайджан. Талышские горы.

 

      Именно в этих Талышских горах, вблизи границы с Ираном, в 1898 году встретил двух биабан-гули профессор  К.А.Сатунин.

 

      В 1914 году неграмотный 14-летний подросток Габриэль Циклаури пас стадо на  берегу Каспийского моря. Около берега два каких-то человека что-то делали возле стоявшей у берега лодки. На другой день он снова пригнал стадо к этому берегу и снова увидел ту же лодку, но никаких людей  возле лодки не было. Ему очень хотелось покататься. Правда дул сильный ветер, но Габриэль первый раз сел в лодку и не ожидал никаких неприятностей. Желая покачаться на волнах, со страшной силой бивших о камни, он выдернул лом, к которому была привязана лодка, и оказался в открытом море. Уже вдали от берега мальчик спохватился, что в лодке нет вёсел. Что было делать? Плавать он не умел, а лодку уносило всё дальше в открытое море. Пережив первый ужас своего безнадежного положения, Габриэль обнаружил, что у него в карманах куртки есть хлеб, кинжал и кресало.

      Скоро берега скрылись за горизонтом, какое-то время его носило по бушующим волнам, но потом он увидел, что его несет в сторону берега. За прибрежной полосой, усеянной большими камнями виднелся большой лес. Лодку подогнало к берегу, и он благополучно вылез на сушу.

      На опушке леса пасся большой бык. Мальчик был пастухом и не боялся крупного рогатого скота. Он даже обрадовался соседству этого быка, так как подумал, что вечером тот приведет его в селение к людям.

      Но бык думал иначенагнув голову к земле, он ринулся на Габриэля и тот едва успел спрятаться за толстым стволом дерева. Так повторялось несколько раз. После очередной атаки мальчик ударил кинжалом в заднюю ногу быка, тот еще больше рассвирепел и снова бросился в атаку. Когда он невольно подставил мальчику другую ногу, тот снова резанул её кинжалом и перерезал ему сухожилие. Бык упал на землю, и Габриэль смог его зарезать.

      Получив целую гору мяса и имея средство для добывания огня, изголодавшийся и обессилевший мальчуган, смог вдоволь насытиться свежим мясом и крепко уснул. Его разбудили крики хищных птиц, которые слетелись на дармовую кормежку. По словам мальчика, один орёл даже пытался спикировать на него и схватить. Записывавший этот рассказ Петр Александрович Леснов, для контроля предложил Габриэлю изображения различных хищных птиц Кавказа и был очень доволен, когда тот показал на рисунок бородачаединственного вида кавказских орлов, иногда нападающего на человека.

      Спустя некоторое время мальчик направился к своей жертве за очередной порцией мяса и с ужасом увидел бегущую в его сторону группу каких-то людей странного вида. Среди них не было женщин, а только одни мужчины, вооруженные палками с обожженными концами, которые они наставили на него. Видя, что подросток не представляет для них никакой опасности, они подошли к туше.

      Один из них поднял с земли обломок камня с острым краем, который ему пригодился, чтобы отрезать кусок мяса. За ним последовали и другие. Запасшись мясом, они попытались увести Габриэля с собой, робко беря его за руку. Оробевший мальчик не решился идти с ними. Так они и удалились, оставив его снова одного.

      На следующий день пришло, очевидно, все племя, с женщинами и детьми. На сей раз Габриэль не стал упираться, и они увлекли его за собой. Они привели его на свой стан, располагавшийся на обширной поляне и состоявший из нескольких камышовых хижин. Отнеслись они к своему гостю весьма благожелательнопоместили в хижину к незамужней женщине, у которой были взрослый сын и дочь. На ночь расположились без всяких одеял на травяной подстилке. Мать сама уложила всех спать: с одной стороны она пристроила Габриэля, рядом с ним положила сына, а потом дочь. Где она легла сама, он не помнит.

      Люди этого племени говорили на каком-то языке, который Габриэль воспринимал, как бормотанье. Затем его женили на дочери приютившей его женщины, Затем у них родился сын. Обряд венчания был несложен: мать невесты взяла руку жениха и обвила ею шею невесты, а потом рукой невесты обвила шею жениха  и все.

      Эти мирные лесные люди жили в каменном веке, в полном согласии с природой. Кроме обожженных на концах палокподобий копий, и камней с острым краем, они не использовали никаких орудий, Огнем они пользоваться умели. Во время охоты загоняли жертву в тупиковый завал или в болото и там забивали камнями и своими копьями. Правда, среди них не было видно пожилых людей, видно, они не доживали до пожилого возраста.

      Как-то раз, вернувшись из леса, где он ставил петли на звериных тропах, он увидел страшную картину: весь стан был разрушен и сожжен. Лесные люди или погибли, или разбежались по лесу. Не найдя никого из соплеменников он отправился в сторону берега, где через несколько дней его подобрал проплывавший мимо русский военный корабль.

      Габриэль разучился говорить и его никто не понимал. Некоторое время его возили в клетке и показывали на ярмарках. Потом его увидел какой-то русский купец, который по сбивчивой речи Габриэля понял, что он из грузин. Купец выкупил его у хозяина и отвез в Тифлис.

      Впервые история Габриэля Циклаури была опубликована в журналеВокруг света” в 1988 году, благодаря усилиям Майи Генриховны Быковой. По словам стариков, раньше было известно об этихлесных людях”, и кое-кто даже знал их язык и место, где они жили, Теперь этого уже никто и никогда не узнает

      Скорее всего, этот рассказ не имеет отношения к реликтовым гоминоидамэто, возможно, остатки тех беженцев, которых изгнали из цивилизации дикие орды Тимура или каких- то других завоевателей.

      Но для нас интересен тот факт, что целое племя обычных людей, умевших пользоваться огнем и использовавших примитивные каменные и деревянные орудия, могло в течение веков, а, возможно, и тысячелетий, сосуществовать рядом с нашим миром, с его промышленностью, транспортом и авиацией.                  

              

                                               Апшеронский п-ов.

             Л.Н.Батура из Баку пишет: “В 1974 году мне было 14 лет, и я часто гонял с друзьями по окрестностям Баку на мотоцикле. Обычно мы собирались компанией из трёх-четырёх человек и ездили в горы, где у нас были излюбленные места возле речки и дрова для костра. Мы располагались та, разжигали костёр, кипятили чай и подкреплялись тем, что захватили из дома. Но иногда я не находил компании и я ездил один. Однажды во время такой поездки у меня заглох мотор. Я занялся ремонтом и вдруг почувствовал на себе чей-то тяжёлый взгляд. Обернувшись, я остолбенел от неожиданности – метрах в 20 от меня стоял ОН. Всё тело у него было покрыто белой шерстью. Я отчётливо видел светло-розовые ладони и жёлтые глаза. Он смотрел на меня изучающим взглядом – это были чисто человеческие глаза со свойственным им отпечатком разума”.

                        

          Северный Азербайджан  и  прилегающие  к

                     нему районы

      Здесь чаще  всего  "дикого  человека" называют “каптар”, “меше-адам” (самец) и “вехши-адам” (самка). Особенно много сведений в конце 50-х и в 60-х годах было собрано в Белоканском, Лагодехском и Кахском районах.                      

 

      Интересный случай произошел в 1947 году в окрестностях селения Белоканы со старшиной милиции Рамазаном. О нем рассказал начальник местного отделения милиции капитан Белалов. Старшина возвращался после дежурства поздно вечером  к себе домой. По дороге ему нужно было перейти по мостику через ручей. За мостиком росло большое развесистое дерево. Как только он приблизился к этому дереву, которое отбрасывал густую тень от луны, из этой тени выскочило какое-то огромное существо, схватило его в охапку и бросило под дерево.               

      От страха и удивления он сначала ничего не  соображал, но  через некоторое  время  немного пришёл в себя и разгляделчто под деревом, рядом с ним находятся два волосатых человекамужчина и женщина. Они были без одежды, покрыты густыми волосами тёмного цвета. Женщина была значительно меньше мужчиныУ неё выделялись большие, свисающие  вниз груди и более длинные волосы на голове.

      Оба они издавали странные нечленораздельные звуки, и первое время с интересом разглядывали свою  добычуОсобое  внимание  у  них  вызывали светлая кожа лица старшины и блестящие пуговицы на его кителе. Старшина лежал  у подножия дерева и боялся пошевелитьсятак как при каждом его движении самец начинал рычать. Потом стало ещё страшнее - как только самка пыталась прикоснуться к старшине, самец начинал рычать и отталкивал еёКогда же самец набрасывался на пленникасамка рычала и отталкивала его. Один раз они даже подрались. Но, в общем-то, никакого вреда  своему пленнику они не причинялиА когда начало светать, оставили его и скрылись в лесу.

 Переживший это приключение милиционер настолько переволновался, что, придя домой, не сразу вспомнил, что он оставил под тем деревом свою фуражку, за которой потом на другой день сбегал его сын. Старшина ещё несколько дней не мог оправиться после пережитого страха и опасался ходить той дорогой на службу.

 

                       Дагестан    

      В 1947 году в доме, расположенном на окраине Дербента, пропала девушка. Организованные поиски ничего не дали. Решили, что она погибла. Горе матери было безутешным.

      Через год к ней зашла соседка и сказала, что у неё в саду она видела незнакомую нищенку. Выйдя из дома в сад, мать узнала в этой грязной и оборванной “нищенке” свою пропавшую дочь. Она привела её в дом, отмыла и переодела. Девушка рассказала, что в прошлом году её в саду схватил и унёс с собой большой волосатый человек. Он принёс её в свою пещеру, где она прожила всё это время. Этот “человек” обращался с ней очень бережно и заботился о ней. Он приготовил для неё подстилку их сухой травы. Он приносил всякую еду: овощи, фрукты и ветки с ягодами. Иногда приносил и какое-то варёное или жареное мясо, которое, наверное, крал у людей. Пили они воду из ручья. Зимой они лежали обнявшись, и он согревал её своим телом. Кроме того, в пещере была какая-то рваная одежда, которой она укрывалась, когда он уходил за едой. Недавно у них родился ребёнок. Мать уговаривала дочку остаться, но она ответила, что в пещере у неё остался ребёнок и она должна туда вернуться. В этот момент со стороны сада раздался громкий свист, и она сказала, что это пришёл муж и зовёт её, встала из-за стола и ушла. Больше она не приходила и, где находится пещера, никто не знает.

      Скорее всего, эта “семья” покинула окрестности Дербента и поселилась где-то в другом месте.

 

                       Армения

      Рассказ Анджлы Сардарян из с Аусадзор Иждеванского района: “...Село наше расположено на берегу р.Акстав и окружено горами. 17 июля   наш односельчанин Айварян Исрай пошел в лес.

      На расстоянии 1-2 км от села в тёмном урочище, куда не проникал солнечный свет, я увидел  три огромные человеческие фигуры, сидевшие под деревом, тесно прижавшись друг к другу. Две из них были покрыты тёмными волосами, а третья чуть более светлыми. Я сначала сильно растерялся и не знал, что мне делать, а потом пришел в себя и побежал в село”.

Волосатая компания, суля по всему, потеряла к нему интерес и не обратила на его побег него никакого внимания.

 

                      Грузия

      Сообщения А.И.Размадзе из пос. Кашатак (под Сухуми):

      “В 1875 году несколько женщин из Бакуриани пошли в лес собирать буковые орешки и встретили в лесу “дикую лесную женщину”, тело которой было сплошь покрыто волосами. “Волосатая женщина” набросилась на них и женщины убежали в усадьбу, где рассказали об этом егерям. Егеря схватили ружья, побежали в лес и застрелили эту “женщину”, а труп принесли в усадьбу.

 С 1875 по 1894 год в буковом лесу на дороге, ведущей в Бакуриани, было три случая нападения “дикого лесного человека” на людей.       

       В первый раз он напал на жителя Бакуриани Дмитрия Кабесашвили, но у него был кинжал, которым он оборонялся до самого селения.

      Во второй раз “лесной человек” напал на украинца Мирона Чуйко, ехавшего верхом на лошади. Мирон ускакал, но потом очень боялся ездить через лес.

 Третий случай произошёл с его отцом Размадзе Ильёй Виссарионовичем в 1894 году. “Дикий человек” набросился на него, когда он пешком возвращался из соседнего селения. Дикий человек опрокинул его на землю и, схватив за горло, начал душить. Но в это время послышались бубенцы подъезжавшей повозки, и “дикий человек” убежал в лес. Отец потом показывал отпечатки пальцев “дикого человека” на своей шее.

      Дедушке потом объяснял внуку, что “дикие люди” здесь не живут, а заходят из Турции и Ирана. Он добавил, что в 1875 году сюда пришли два таких “человека”, мужчина и женщина. Когда женщину застрелили, мужчина стал очень злым и нападал на людей.

 

 

                     Абхазии

      Здесь дикий человек имеет два названия: у мингрельыцев ”очи-кочи” и у абхазцев – “абнауаю”. Местные предания говорят, что, когда абхазцы впервые появились в этих местах, им пришлось вести настоящую войну с коренным диким населением.

      Из многочисленных рассказов очевидцев о встречах с этими существами наиболее интересна история Зане – дикой волосатой женщины абнауаю. Её поймали в  конце 60-х годов Х1Х столетия в лесах Загедана на юге Грузии (там этих существ называют каптар). Ловили её профессионалы, хорошо знавшие, что надо делать. Поймав, её связали, на ноги надели деревянные колодки, заткнули рот войлоком. После нескольких перепродаж она оказалась у абхазского феодала Генаба, жившего в селе Тхина (на севере Абхазии, в 78 километрах от Сухуми).

Сначала её поместили в сделанный из брёвен загон, где она выкопала углубление, в котором из  брошенных ей веток и всякого тряпья сделала себе подобие гнезда (подстилку), в котором спала и летом, и зимой. 

      Самые старые жители села в 60-е годы ХХ столетия ещё помнили женщину-абнауаю, которую назвали Зана. Она была очень рослая, массивная и широкая. У неё были непомерно большие груди, высокий зад, мускулистые руки и ноги без заметных икр. Лицо у неё было широкое, скуластое, с крупными грубыми чертами. Нос плоский, с большими вздёрнутыми ноздрями. Нижняя часть лица сильно выдавалась вперёд. Лоб низкий, волосы росли прямо от лохматых бровей. Глубоко запавшие по выступающими бровями глаза имели красноватый оттенок. Кожа у неё была чёрная или тёмно-серая. Всё тело с головы до ног было покрыто чёрно-бурыми волосами. Местами волосы достигали в длину ширины ладони. Волосы на голове были жёсткие, не особенно густые. А на лице волос почти не было. Ладони и подошвы были без волос. Общее выражение лица у неё, по словам очевидцев, было “не человеческим, а животным. Иногда, хоть и редко, она неожиданно, рывком начинала смеяться, обнажая свои белые зубы. Никто не видел, чтобы она улыбалась или плакала”. Хотя она прожила у людей больше 20-и лет, говорить она не научилась, но многие слова своих хозяев понимала.

      Зане была очень сильная и выносливая. Она любила плавать и купалась в реке Москве круглый год, легко переплывала бурную холодную реку, берущую начало из горных ледников.

Постепенно она привыкла к людям и свободно ходила по двору, заходила в дом. Она научилась выполнять кое-какую работу. Легко, одной рукой поднимала и несла на голове пятипудовый мешок с зерном или с мукой. Она научилась высекать кремнём огонь на трут и раздувать его. В доме её подзывали к столу, и она садилась на скамейку. Из еды она предпочитала траву и овощи.

      Но жить она предпочитала на свежем воздухе. Через некоторое время её стали выпускать со двора, и она свободно бродила по селу и окрестностям. К людям она относилась равнодушно, не любила детей и собак, которые её раздражали. Он слушалась только Генабу и его жену и выполняла кое-какие их поручения. Например, её можно было послать принести дрова или мешок муки с мельницы или отнести туда мешок зерна.

      Умерла она примерно в 1890 г. и была похоронена на местном кладбище.

      Самое удивительное то, что у неё рождались дети. Первые погибали, так как она зимой носила их купать в ледяной воде реки Моква. Тогда сразу же после родов младенцев стали у неё отбирать. Они росли, как обычные дети и выросли обыкновенными людьми. Один из её сыновей Хвит всю жизнь прожил в Тхина, позже удалось разыскать его могилу и рядом, возможно, и могилу самой Заны (подробнее об этих раскопках см. главу 4)

      Одна из внучек Заны вышла замуж и жила в Ткварчели, работала почтальоном.

 

      Джамал Дергачёв (88 лет) из села Халдахвары рассказал о том, что в ущелье реки Бзыбь, в котором тогда никто не жил, охотники во главе с Мардипо Мардасовым поймали трёх абнауае. Так как обычными способами поймать это существо нельзя, им оставили ведро с вином вместо воды (очевидно с чачей). Из этого ведра абнауе по ночам приходили пить воду. Выпив вино, они опьянели и их спящих связали. Всех троих привезли в село и подарили князю Шеварнадзе. У него они прожили несколько лет. Все трое были мужского пола. Они были во всём подобны людям, только без одежды и покрыты чёрными волосами. Их кормили сырым мясом. Они прожили у князя около года. Дальнейшая судьба их неизвестна. Произошло это в середине 1800-х годов.

 

      Рассказывали, что один охотник-абхазец поймал абнауае и держал его у себя дома.

 

      Токмаков Мухаммед, 39 лет, зав. Фермой, член КПСС, кабардинец. Он рассказал: “В 1946 году я поймал в Гетлише, как он считал, обыкновенную макаку, но без хвоста. Ростом она была с 4-5 летнего ребёнка.

      Фигура у неё была человеческая, шерсть на теле, как у осла или буйвола. Лицо, как у человека, но более плоское. Лоб выпуклый, брови выступают вперёд. Кожа в углах глаз у переносицы красная. Нос маленький, плоский, как у собаки. Губ нет, как у собаки. Подбородок круглый. Большие клыки, верхние заходят за нижние, как у собаки (я открывал её рот). Руки длиннее человеческих, большой палец короткий. Уши плоские, но расположены выше, чем у человека.

      Бегает на четвереньках, но, когда останавливается, встаёт на две ноги. Волосы где реже, где гуще, на ягодицах красные, на остальном теле чёрные”.

 

      Март 1959 годаРабочий гидростанции города Нухи Лативов поехал в лес за дровамиОставив лошадь на дороге, он стал подниматься  на склонвыбирая подходящие деревьяВ какой-то момент он увиделчто навстречу ему, мелькая среди деревьев, спускается заросший волосами  человек  среднего ростас мощным торсом и длинными руками.

      Они остановились друг против другапочти вплотную и Лативов смог хорошо рассмотреть этого "человека". Каптар постоял некоторое время, потом повернулся и ушёлно через некоторое время Лативов увидел, что он возвращаетсяЕсли при первой встрече каптар вёл себя спокойно, то теперь по его резким движениям было видно, что он чем-то раздражён. Он шёл быстро и уверенно. На всякий случай Лативов влез на невысокое дерево (ему было известночто эти существа не могут влезть на  гладкий ствол). Каптар подошёл к дереву и часа два стоял под ним, после чего удалился.

     

      Инженер из  Тбилиси  Б.Ф.Лобжанидзе  рассказал  о своей встрече сдиким человеком” летом 1946 года вблизи селения Орджоникидзе Лагодехсого  районаОни с соседом косили сено. Вдруг бывший с ними мальчик увидел притаившееся в ветвях большого дерева какое-то животное. Прибежав  на  его  крик, Лобжанидзе и его товарищ увидели стоящее на толстой веткена высоте примерно 4 метра, человекоподобное существо, которое, сделав  руку  козырьком, смотрело в их сторонуКогда они приблизились метров на 20 и рассмотрели это существото основательно перепугалисьоно  больше всего походило на человека огромного ростас длинными волосамине особенно густо покрывающими всё его телоПотом это существо спрыгнуло на землю и скрылось в лесу.

   

      В Лагодехском районе "дикого человека" называют “тхис-каци”. Осенью 1917 года пастух Шарафутдин  Магомедов  встретил  обросшую волосами женщину. Это произошло у верхней границы леса на склоне, примыкающем к Лагодехскому району Азербайджанато есть фактически в тех же местах, где на северных склонах видел каптара В.Леонтьев.

      Он же в 1953 году наблюдал за подобным существом на юго-восточном склоне горы Большой МоуровЭто произошло тоже у верхней границы лесной зоны. Разыскивая пропавшего барана, он услышал громкий крик и, оглянувшисьувидел  голого  волосатого человека высокого роста, который с угрожающим видом стоял, выпрямившись во весь рост, явно недовольный вторжением человека в его владенияДлина шерсти у него была примерно "три пальца", цвет волос тёмный.

 

                  СЕВЕРНЫЙ  КАВКАЗ

              (по мтериалам Ж.И.Кофман)

 

                  Кабардино-Балкария

      Как уже было сказано, первую рекогносцировку в этом районе Северного Кавказа произвёл в начале 60-х годов профессор  А.А.Машковцев. Его сообщение о том, что в этом достаточно густо населённом районе Кавказа, ежегодно посещаемом тысячами туристов и альпинистов, где, казалось бы, исхожен каждый клочок земли, может существовать “дикий человек”, буквально ошеломили.

Но сведений было так много, что стало ясно, что это весьма перспективный и, главное, легко доступный район, очень удобный для дальнейших исследований. Правда, если Северный Кавказ и удобен в смысле подъезда, то назвать его легкодоступным вряд ли возможно. 

     

      На приведенной фотографии показано типичное для Лесистого хребта Кавказа Чегемское ущелье – настоящее “Царство алмасты”. На этих  крутых склонах, заросших непроходимыми джунглями, в полной безопасности чувствуют себя многие животные. Богатая растительность обеспечивает всё живое прекрасной кормовой базой.

      И не удивительно, что именно в таких ущельях скрываются неуловимые алмасты, увидеть которых удаётся далеко не каждому даже живущему в этих местах горцу. Познакомимся с несколькими рассказами очевидцев.

      Рассказ жительницы села Залукокоаже Шелли Алиевны К., 58 лет:

      “В детстве мы жили высоко в горах. Там нас жило всего неколько семей, держали овец, коров. Мне было 8 лет и все события я помню хорошо. В 1920 году в доме у нас жила женщина-алмасты. Она была очень страшная собой: большая, полная и высокая, как мужчина. Одежды она не носила. С ног до головы была покрыта шерстью. Шерсти не было только на лице, но оно, как и тело, было тёмное. Помню, что у неё были крупные зубы, большой рот, но губы – тонкие и глаза необычные, не как у человека, а вытянутые вверх. Лицо у неё было очень большое, но совсем без лба, сразу выше глаз начинались волосы. Волосы были чёрные, длинные до пояса, густые и грубые, как конский хвост. Необычно большие были груди (молочные железы).

     Женщина-алмасты была очень сильная и делала всю тяжёлую работу: носила дрова, ходила под гору на речку за водой (с вёдрами). Почти всегда молчала. Изредка произносила что-то нечленораздельное. Обычно замрёт у стенки,  или за столом в одной позе и стоит так часами, ни разу не шелохнувшись. Спала она на чердаке, а утром спускалась вниз. Иногда свесит с чердака ноги, а сама сидит наверху, не шевелясь, пока не позовут. А ноги толстые, как брёвна, покрыты короткой шерстью.

     Мы дети её очень боялись, особенно боялись проходить мимо неё и смотреть ей в лицо, а взрослые даже её будто не замечали. Но одних нас с ней не оставляли. Иногда ночью её выпускали гулять: под утро, когда все ещё спали, она возвращалась и залезала на свой чердак. Она прожила у нас всю зиму, а весной куда-то ушла”.

 

      Буровой мастер Терентий, работавший на буровой в Иранском ущелье, обнаружил, что кто-то ворует лежащие возле буровой трубы. Он решил выследить, кто же таскает с буровой эти тяжеленные трубы и сбрасывает их в глубокую яму, метрах в 600 от вышки «…Поскольку партия работала в Иранском урочище, вдали от населённых пунктов, то невозможно было предположить, что  это делал кто-то из местных жителей. При осмотре окрестностей буровой я наткнулся на следы человека - огромные следы, которые отпечатались на крутом глинистом склоне у протекавшего здесь ручья. Следы были довольно чёткие, они спускались с почти отвесного обрыва, огибали буровую  и исчезали в густом подлеске.

            Трудно было поверить в чью-то мистификацию. Я обломил пруток по длине следа и, измерив его на буровой, получил 35 см! А  длина шага – приблизительно полтора метра!  Да, такому великану под силу утащить всё, что угодно!

            Я рискнул пройти по следу этого великана и на одной из полян Эльхутской долины столкнулся с ним почти “нос к носу”. Он сидел на валуне под одиноким деревом и, держа правую руку лопатой, что-то выбирал в ней левой рукой и «смачно чавкал”. Это была огромная обезьяна, вся в волосах, широкоплечая и длиннорукая…

            Она и я застыли в оцепенении, но затем она вскочила и направилась ко мне навстречу, размахивая руками и издавая воинственные крики (почти как соседка Магда, когда она прогоняет с огорода соседских кур). Вообще-то это был ОН. Его крик напоминал человеческий голос. По пути он ломал ветки и бросал их в мою сторону, надеясь, очевидно, прогнать меня от этого места. Я потихоньку отступал – от греха подальше. Он был как человек, на двух ногах. Я не выдержал и, вскинув ружьё, выстрелил и промахнулся, а “волосатик” в три прыжка исчез в устах…”.

     

                      Инженер из Нальчика  Лесин Р.П. рассказал:        

           “От Ирхонского урочища до Приэльбрусья протянулись обширные леса. Мы охотились там на кабанов… Неожиданно мы услышали, что на тропу упал здоровенный булыжник и, отрикошетировав в кусты и ломая сучья, полетел вниз. Мы инстинктивно прижались к уступу, нависающей над тропинкой скалы. Собаки залаяли… И тут упал второй камень и, высекая искры, ударился о валун. Потеряв самообладание, мы побежали вниз, выскочив из опасного места. Стали обсуждать происшедшее. Судя по характеру горного склона и тропы, это не мог быть камнепад. Наши дебаты могли бы затянуться надолго, но тут один из охотников вскрикнул и показал рукой на вершину скального выступа, из-под которого мы только что выскочили. На выступе виднелись два каких-то странных существа, внешне напоминавших гориллу и медведя.     Расстояние до них было довольно большое, да и стояли они со стороны солнца.

             Странные существа смотрели в нашу сторону. Затем одно из них швырнуло булыжник в нашу сторону, причём сделало оно это как-то слишком по-человечески, с широким замахом. Из этого мы сделали вывод, что это     

                 Портреты алмасты.               не медведи, а человекоподобные существа. Заинтересовавшись, мы, несмотря на трудный подъём, забрались на этот выступ, но там уже никого не было”.

 

      Кабардинец Кадзоев Баляц 12 лет работал объезчиком и три раза встречался с алмасты. Первая встреча произошла в начале 30-х годов, две другие - позже. Все три встречи происходили днём, в первой половине дня. Наблюдал он алмасты на расстоянии 30-35 метров, так что мог хорошо разглядеть их.

      Во всех трёх случаях это были мужчины. По его словам, алмасты были совсем как люди среднего роста, только покрыты чёрной шерстью. В последний раз алмасты   был с пацаном, они грызли кукурузные початки.

      На голове у них волосы были светлее, очень длинные, свисали во все стороны. Руки очень длинные, длиннее ног. Ноги в голени длиннее человеческих. Ступни очень широкие. Лицо как у человека.  

      Глаза расположены “вертикально”. Ресницы длиннее человеческих. Нос небольшой. В нижней части лица волосы образуют что-то вроде жиденькой бородки.                    

      Алмасты, по его словам, едят мышей и ящериц. Бывали случаи, когда они крали муку на работавших некогда возле села водяных мельницах.

 

      Дед Кодзоева рассказывал, что однажды он поймал алмасты, у которого была сломана нога. Дед сделал ему повязку и отпустил.

 

      Солист Госфилармонии из города Нальчика В.К.Кодзокович видел алмасты перед войной. Он с братом возвращался домой после купанья под водопадом в районе Малокабардинской опытной станции. Они шли  вдоль речки, по берегу которой рос высокий бурьян. Неожиданно в просвете бурьяна они увидели, что там стоит женщина-алмасты. Она стояла чуть вполоборота к ним и лениво следила за ними. Ростом она была примерно 170-180 сантиметров. Влажные волосы были разбросаны во все стороны и свисали ниже живота.

       "Мы стояли и смотрели друг на друга минут пять, потом она повернулась и ушла вглубь бурьяна". Кунишев Анзор Молевия из Псы-гансу рассказывал, что до войны он встречал алмасты не менее 15-20 раз. Последний раз - в начале войны. Они часто заходили тогда в дома, брали еду. Один раз он наблюдал, как алмасты, натянувшая на себя какую-то рваную одежду, копалась в старой одежде копалась в огороде.  

   

               

            Рис. Авотина.       Рис. А.Ф.Гончарова.

 

      Записи А.Ф.Гончарова:

      1. Шомахов Хусейн Анзорович рассказал: “В июне 1939 года в 10-11 часов вечера мы с Жемуховым Нажбудином Техботовичем шли по тропинке на окраине села и встретили алмасты. Он пошёл мимо нас на расстоянии 3 метра, он был похож и на обезьяну и на человека. Он был покрыт длинной шерстью, на голове волосы длиннее, чем на туловище, шёл спокойно и скрылся в бурьяне.

      2. Я слышал от одного старика на пастбище, расположенном в 2-х километрах от села, что ещё до войны он знал одного алмасты. Ко времени его прихода старик готовил ему угощение: хлеб, жареное мясо, овощи. И тот брал всё и уносил с собой. Так продолжалось несколько месяцев».

      3. Шурдумова Дзедзы Талустановна: “Я слышала, что алмасты приходят в некоторые дома, например, к Шомахову Пилету и Сабангиеву Кубанчи. В домах этих людей их кормят, и они за это помогали хозяевам в домашних делах. Некоторые люди имели с ними половые связи. Это было лет 15 назад (в начале 50-х годов прошлого века)”.

      А.Ф. Гончаров: “Мой товарищ, специально ездивший в Засохово, записал на магнитофон рассказ человека, державшего самку алмасты в руках. Рассказ сводился к следующему. Бригада косцов работала в горах. Стали косцы замечать, что у них исчезают продукты, оставленные с вечера на завтрак. Оставили в засаде товарища. Тот увидел ночью, что к оставленной пище крадётся волосатая женщина. Подкравшись ближе, она схватила что-то. Он закричал. Алмасты метнулась в пещеру и забилась в угол. Прибежали косцы и схватили её. Она визжала, кусалась и царапалась. Хотели убить её, но старики сказали, что если её убить, то всему селению будет беда. И её отпустили.

      Об образе жизни старики сказали, что алмасты живут в длинных пещерах около Эльбруса и выходят на промысел ночью. Копают на окраинах селения корнеплоды, собирают фрукты, а в горах питаются кореньями, дикими грушами, яблоками, выкапывают червяков. Ногти у них большие, глаза красные, т.к. живут они в тёмных пещерах ...”.          

 

     Кабардинец Ногомов Хизыр видел алмасты дважды:

     В 1937 году он сторожил колхозный стан на правом берегу реки Малки, чуть выше впадения в неё речки Экипцоко.

Он находился в коше и грелся у печкиНа столе лежал только что испечённый хлебразрезанный на три куска. Вдруг дверь тихо отворилась, и вошёл алмасты. Он закрыл за собой дверь, остановился и посмотрел на человека. Алмасты был среднего роставолосатыйвесь покрыт сосульками и обледеневшим снегом. Постояв у двери, он прошёл в комнату и сел на табуретку около печкиУ печки не было дверцы, и алмасты протянул руки к огню. Сидел долго, пока весь не оттаял - под ним образовалась  целая лужа

      Он был покрыт длинными волосами цветы выгоревшей буркиВокруг бёдер была повязана грязная тряпка, завязанная большим узлом. Сам он был крупный, плечистый, сутулый. Руки длинные. Нос маленький, приплюснутый. Рот большой. Глаза косыекрасноватые. От него "очень сильно воняло". Отогрев руки алмасты взял со стола кусок хлеба и стал есть. Ел как человек - отломит маленький кусочек и кладёт в рот. Когда алмасты стал доедать второй кусокХизыр возмутился, взял лопату и замахнулся на него. Алмасты поднялся со стула и стал отходить к дверипотом оттолкнул её и так задом вышел из комнаты. Когда Хизыр попытался закрыть дверь, то алмасты так сильно ударил его, что он пролетел через весь кош и упал.

 

      Во второй раз Хизыр видел алмасты на Джинале, над Каменомостским, выше по Кич-Малке. Он тогда пас овец. Вдруг овцы чего-то испугались и побежали. Он пошёл посмотреть и обнаружил пещерку, на пороге которой сидела  женщина-алмасты. У неё были длинные, до низа живота груди и длинные волосы на голове, всё тело было покрыто рыжими  волосами. На руках у неё был маленький ребёнокзавёрнутый в какие-то тряпки. Она видела человека, но даже не пошевелилась, а только что-то  бормотала себе под нос.

 

      Учительница из города Ейска Е.Н.Парамонова в своём письме рассказала о случае, который произошёл с ней в 1949 году, когда она работала в одном из сёл Кабарды и снимала комнату у кабардинцев. Как-то раз она неожиданно проснулась от ощущения, что она в комнате не одна (надо отметитьчто  до недавнего времени в Кабардевпрочем, как и во многих сельских районах бывшего СССРдвери в домах не имели замков и не запирались, тем  более в летнее время).  Открыв глаза и, повернувшись, девушка увидела стоящего над ней страшного волосатого  человека

     "Человек" подошёл ко мне, сорвал с неё простыню, схватил за руки и попытался поднятьПарамонова отчаянно сопротивлялась, но "лохматый человек" не отпускал её. Это продолжалось несколько минут. Парамонова пишетчто страшное существо  действовало  беззлобно, молча и не очень грубо, не причиняя мне сильной боли, как бы шутя, но без улыбки, с серьёзным спокойным лицом. Во взгляде его чувствовалось любопытство, оно с явным интересом разглядывало меня...

      Потом ему удалось схватить меня за руку и рывком поднять с полагде я спала. При этом мне удалось сильно ударить его ногойпосле чего он вдруг отпустил меня и исчез за дверью...

      Это было какое-то неизвестное мне существо, по телосложению очень похожее на человека, но только крупнее, высокого роста, широкое в плечах, с большими мускулистыми руками и ногами. Оно было без одежды. Всё тело у него было покрыто шерстью, но она не свисала клочьями, а покрывала тело густым невысоким покровом..."

      Хозяева-кабардинцы, выслушав рассказ о ночном происшествии, сказаличто к ней приходил "домовой".

 

       Закореев Хабаза: “Произошло это в 1928 году. Я искал козу, шёл по огороду и увидел алмасты. Он сидел на корточках, и я чуть не наступил на него. Как человек, но весь волосатый. Руки длиннее человеческих. Глаза красные, нехорошие. Вокруг бёдер тряпка, завязанная сзади. Левой рукой он держал часть тряпки как фартук, куда складывал картошку. Я подумал: “Смотри, ведь не портит картошку, как кабан, например, а выкапывает”. Он не дёргал куст и не ворочал его, а подкапывал окученную картошку. Клубни клал в фартук. Он уже накопал примерно полведра. Увидев меня, он встал, перепрыгнул через канаву и ушёл в бурьян.

      Такая же встреча произошла у моего деда, но тогда алмасты ударил его по голове камнем. А дело было так. Шёл дождь, Дел спрятался в пещере, но там находились два алмасты: самец и самка. Он переждал там дождь и стал спускаться. Уже на спуске услышал сзади шорох и поднял Голову, но тут же ощутил сильный удар камнем по голове. Через три дня он умер.

       На следующий день много народу пошло к этой пещере, и действительно застали там этих алмасты. Увидев людей, алмасты так быстро убежали, что никто не смог их догнать.

Алмасты делают запасы на зиму и дерутся камнями”.

 

       Жигунов Хазраил Хаминович: В конце сентября 1939 года он возвращался из Верхнего Куркужина в Салку по степной дороге. Достигнув балки, он решил срезать дорогу и пошёл прямо по кукурузе. Едва свернув с дороги, примерно в 40 метрах от дороги, он наткнулся на останки растерззнного волками или собаками алмасты.

       На площади диаметром метров 12 всё было вытоптано, кукуруза поломана и повалена. В середине площадки лежала голова алмасты и часть шеи. До этого он не верил в рассказы об этих существах и смеялся, говоря, что всё это выдумки и басни. Поэтому стал внимательно разглядывать то, что лежало перед ним. Подняв палку, он стал переворачивать голову в разные стороны и хорошо рассмотрел голову.

       На ней была копна очень густых и длинных волос. При жизни они, вероятно, доходили ей до пояса. Они были спутанные, в репейниках и такие густые, что когда он перевернул голову, она осталась лежать на волосах, как на подушке. Из-за этого черепа он не разглядел, по размерам она была, как у человека. Нос маленький курносый, приплюснутый, вдавленный. Лоб немного выпуклый, выступают надбровные дуги. Губы не такие, как у людей, а тонкие  прямые, плотно сомкнутые. Подбородок тяжёлый, круглый. Уши, как у человека, одно разорвано. Глаза сильно раскосые, с разрезом вниз. Веки были закрыты, и цвет глаз он не видел. Вокруг глаз волосы и на верхней части щёк. На щеках и на ушах волосы короткие. Шея и подбородок покрыты более длинными волосами.

      От головы исходил сильный тошнотворный запах. Это не был запах разложения, так как остальные части тела так не пахли. Это был запах самого алмасты – настолько отталкивающий, что его чуть не стошнило. Поэтому он рассматривал голову, зажав нос рукой. Запах напоминал запах старой грязи, немытого тела и плесени. Тут же валялись другие части тела, покрытые клочками мяса.

      Когда Жигунову показали рисунки человекообразных обезьян и древних людей, он сказал, что больше всего сходства у алмасты с питекантропом.

 

      Губошоков Казбулат: “Это было в 1946 году. Я работал чабаном на ферме около Малки, рядом с Экипцоко. Ночевали с другими чабанами в коше. Было около часу ночи. Вдруг открылась дверь. Зашла алмасты, глаза красные, раскосые, руки как у человека. Какая-то рваная одежда было на ней. Постояла у дверей, осмотрелась. Потом подошла к чугунку с картошкой, который стоял у печки, сняла крышку, стала на колени и стала есть. Ела очень быстро, прямо с кожурой, разламывая пополам. Наевшись, закрыла чугунок крышкой, встала и ушла. Дверь за собой закрыла”.

 

      Докшоков Хамид, контролёр ГЭС: “Как уполномоченный райкома я часто бывал на летних пастбищах и мне рассказали, что такие существа, как мы перед этим встретили на дороге, раньше жили у них. Один старик вспомнил, что у его деда жила самка алмасты. Она многое умела делать по хозяйству: носить воду, пригонять отару, загонять её в пещеру. Она была очень понятливая и повторяла движения, которые ей показывали. Мыла руки и овощи. Оказывала всякую помощь на летних пастбищах”.

 

Пшуков Мухаммед: “Летом 1939-40 года мы жили тогда в селении Батех Зольского района. Откуда-то в наш огород пришла алмасты и поселилась в кукурузе. Настелила разных тряпок и лежала на них. Пожила неделю, всё время в кукурузе и ела сырую кукурузу. Вся волосатая, на голове волосы длинные, глаза раскосые, грудные железы висят. Ногти длинные, глаза красные, раскосые, зубы крупнее человеческих. Губы вывернутые, как у обезьяны. Днём она всё время лежала, обычно на боку, но часто переворачивалась. К нам приходило много людей посмотреть на неё. Когда приходило сразу много человек, она беспокоилась. Садилась, кричала, сама на себе волосы рвала. Если пришёл один человек, она подходит к нему и лижет, как собака”.

 

      В сентябре 1957 года два кабардинца Карданов Хасан и Агубеков Хамед  возвращались с базара к себе в селоОни остановились ночевать у моста через канал. Хасан выпряг быков и отвёл их пастись на поле, а на обратном пути решил искупатьсяПодойдя к мостуон услышал какой-то плеск в воде. Заглянув под мост, он увидел двух алмасты, мужчину и женщинуОба  они были ростом около двух метровУ женщины были длинные почти до низа живота груди. Оба волосатые. Руки длинные. Они пригоршнями черпали воду и плескали на себя и друг на друга. Потом женщина стала поливать мужчину и расчёсывать его волосыХасан позвал товарища, и они  некоторое  время c расстояния 18-20 метров исподтишка понаблюдали за этой парой, потом запрягли быков и поехали дальше.

 

      Эздеков Тали  в 1935 году вместе с двоюродным братом возвращались с поля после уборки пшеницыПодойдя к своему дому, они увидели в саду высокую косматую женщину, которая рвала с дерева сливы и ела их.

     Она была вся волосатаяДлинные груди свисали ниже живота. Ноги как у людей. Увидев людей, она не испугалась, а только  недовольно  забурчала. Тали  рассказал о ней отцу, тот вышел из дома и погнался за ней, но она убежала.

 

      Киляров Адам, кабардинец, видел алмасты несколько раз, в районе Чёрной речкиОдин раз его позвал отец и повёл к заброшенной избушке. Он вошёл в неё и позвал Адама: "Иди, сынок, что-то покажу!" Когда они вместе вошли в избушкуто Адам увидели, что, там, на полу сидит алмастыОтец достал еду и дал алмасты,  а Адам испугался и убежал.

      Второй раз он видел алмасты в 30-е годы. Он ехал на лошади недалеко от своего села. Неожиданно лошадь чего-то испугалась и встала. Адам огляделся и увидел стоящего неподалёку алмасты. На этот раз Адам не испугался, а направил лошадь прямо на него и преследовал до тех порпока  алмасты не  скрылся  в землянкеТогда Адам быстро поехал в село, но был так взволнован этой встречейчто увидевшие его старики остановили его и спросили, в чём дело.

      После того, как Адам рассказал им об алмасты, они попросили его отвести их к этой землянке. Когда пришли туда, один из стариков вошёл внутрь и вскоре вышел из неётаща за волосы алмасты. Он поставил её перед своими спутниками и начал гладить. Все посмотрели на неё и отпустили. Старик сказал тогда Адаму: "Что же ты испугался? Ведь алмасты никогда не сделают человеку ничего плохого".

 

      Магил Эльмесов в 1938 году пас скот в долине реки Малки. Там находилась пасека одного русского пчеловода из НальчикаОднажды пчеловод попросил его пойти с ним. Когда они подошли к пасеке, Магил увидел лежащий на земле труп алмасты.

      Оказывается, он повадился приходить на пасеку и поедал его припасы. Тогда пасечник устроил засаду и выстрелил в него. Магил запомнил, что убитый был очень похож на человека, но весь волосатый и с несколько вытянутым вперёд лицом. Руки у него были несоразмерно длинные. Пальцы на руках и ногах тоже были длинные. На ладонях волос не было.

                  Это смерть.

 

      А теперь несколько случаев рождения малышей у алмасты:

      10 августа Хукар Ахаминов косил сено и вдруг  услышал  неподалёку какой-то  звукпохожий на фырканье собаки, когда ей что-то попало в нос. Так как собак поблизости не должно было быть, Хукер положил косу и пошёл посмотреть, кто же это фыркает. Едва он сделал несколько шагов в том направлении, как увидел, что из травы в его направлении  вытянулись две волосатые руки с несоразмерно длинными пальцами. Хукер немного испугался и влез на арбу. C арбы он увидел волосатую  человеческую фигуру, которая удалялась от него, скрываясь в подсолнухах. На теле у неё волосы были не длинныекак у буйвола, на голове - длинные. Когда алмасты  скрылась.

      Хукер слез с арбы и пошёл в кустыиз которых она вышла. Осторожно раздвинув ветки, он увидел лежащих на подстилке из сухой травы двух новорожденныхсовсем маленьких детенышей, килограмма по два весом. От человеческих младенцев, по его словам, не отличишь. Кожа розоватого цвета, без волос. Ножками и ручками шевелят.       

-Почему вы не сообщили никому об этом?

-А кто знал, что это кому-то нужно... Сроду не слыхал, чтобы этим кто-нибудь интересовался".

      Ещё один случай рождения детёныша у алмасты. Кабардинец Карачаев Астимир за свои 80 лет видел алмасты несколько раз, но особенно  ему запомнился случай 1947 года, когда он работал с женщинами на прополке капусты. Среди работниц одна была в положении. К полудню все устали и прилегли в тени отдохнуть и довольно быстро заснули. Сквозь сон Астимир услышал чей-то стон. Он подумал, что у беременной женщины начались роды и ей требуется помощь. Когда он подошёл к тому месту, откуда слышались стоны, то увидел, что это алмасты. Она лежала на траве с только что родившимся ребёнком. Рассмотреть новорожденного Астимиру не удалось, так как он был уже завёрнут в какие-то тряпки. Сама алмасты тоже была в каких-то лохмотьях.

 

      Диданов Хины:

      Летом 1950 года его направили на инвентаризацию колхозных ферм в Приэльбрусье.  Он приехал на ферму в урочище Мушта. Вечером посидели с чабанами, было много угощения: мясо и другая еда. Легли спать. Здание каменное трёхстенное. Улеглись на полу около 12 часов. Укрылись бурками. Между Хины и стеной оставалось пространство, где поставили котёл с лепсом (бараний бульон). Все быстро заснули, а ему не спалось. И один старик не спал и всё время курил.

       Вдруг в кош быстро и бесшумно вошла волосатая женщина, страшная, волосы с головы свисают до пояса. Посмотрела по сторонам и бесшумно вышла. Хина испугался и спросил старика: “то это такая?”- старик спокойно отвечает: “Это ничего. Не надо обращать внимания. Если ещё побудете здесь, много таких увидите. И заснул.

      Вдруг она входит снова, остановилась на мгновение, внимательно осмотрела спящих людей и быстро подошла к кастрюле с лепсом. Так она оказалась в метре от него. Котёл был закрыт диском для боронования. В центре в отверстие была вставлена деревянная пробка. Сковородка с мясом была закрыта другой сковородкой. Женщина присела на корточки, быстро и бесшумно сняла диск и сковородку, и стала есть. Ела, как попало, то мясо, то большой ложкой доставала лепс из котла. Ложку она держала по-человечески, а не всеми пятью пальцами.

      Вид у неё был очень страшный. Вся волосатая, всё тело покрыто тёмно-коричневыми волосами. Длинные груди, до низа живота. Нос маленький, но не курносый, как говорил Жигунов, а приплюснутый. Разрез рта больше, чем у нас, губы тонкие, как у обезьяны. Глаза несколько косые, цвет как лампочки от карманного фонарика, если перед ними поставить красное стекло. На ней было надето какое-то платье, всё изодранное.

      Ела она, сидя на корточках. Ела очень быстро, то мясо, то лес. То ли жуёт, то ли глотает целиком. При этом всё время вертит головой и наблюдает за людьми. Поев, закрыла котёл крышкой, а сковородку сковородкой. Что особенно поразило: всё, что она делала, делала очень быстро и совершенно бесшумно. Ни разу ничего не уронила, не задела. Взяла уздечку с подвесками, которые звенят. Повертела её в руках и повесила, и всё это без единого звука.

 Утром все ели и лес, и мясо, а он не мог – ведь они не видели, кто ел всё это ночью.

 

      Генгапшев Паты Катимович: Он видел алмасты зимой 1964 года в Куруко, в верхнем коше. Первый раз они с отцом лежали на стогу сена около навеса. Слава от их каш (землянка). Вдруг со стороны Куруко появился как будто человек. Подошёл к навесу с той стороны, что нам не видно. Он подумал, что это человек пришёл воровать овец, но отец ответил, что это алмасты. Стоял он очень долго, потом обошёл нас и пошёл к кошу. Подошёл к окошку, заглянул в него, а потом вошёл в кош. Через некоторое время вышел и точно по свому следу ушёл. Ростом он был с 12-летнего мальчика, горбатый, руки до колен. Глаза красные светят, как фонари. Ходит трусцой, бегает, как собака.

      В коше тогда стояла сковородка с мясом, миска айрана и буханка хлеба. Хлеба он съел половину, айран весь выпил, мясо вроде не трогал.

      Во второй раз, когда он стоял возле овец, Паты встал на стогу во весь рост. Он увидел человека, долго смотрел, потом подошёл к кошу, заглянул в окошко, а потом вошёл в кош.

 И так повторилось ещё два раза.

      Паты поехал утром по его следам. Километров через 7-8 увидел старика и спросил у него, откуда он приходит. На это старик ответил, что он здесь не один бродит, а их несколько.

     

      Ногмов Хизир: В конце 30-х годов он сторожил стан, в месте впадения Экипцоко в Малку. Была холодная зимняя ночь. Шёл снег. В коше топилась печка, и было тепло. Визир только что испёк хлеб и разделил его на 9 кусков. Два съел, а семь оставил на завтра. Сам устроился на нарах и закурил.

       Вдруг тихо отворилась дверь, вошёл алмасты и закрыл за собой дверь. Он был выше среднего роста и весь в сосульках. Постоял у двери, потом прошёл к печке и уселся на табуретку. У печки не было дверцы, и он протянул руки к огню и вертит их то ладонями, то тыльной стороной. Сидел долго, пока весь не оттаял, Под ним целая лужа образовалась.

       Сидит и иногда только посматривает на Хизира. Он весь в волосах цветы выгоревшей бурки. Вокруг бёдер грязная тряпка, которая поддерживалась другой тряпкой, завязанной на животе узлом. Узел большой, запутанный и сложный. Сам крупный, плечистый, сутулый. Руки длинные. Нос маленький, приплюснутый, как будто его к стеклу приложили. Рот большой, глаза раскосы. Глаза красные, раскосые, красноватые. Очень сильно воняло от него. Когда он сидел у печки, протянул руку к сковородке, взял ломоть хлеба и стал есть, как человек: отломит кусочек и кладёт в рот. Жуёт быстро.

       После первого съел второй ломоть, потом третий, четвёртый. Хизира это стало злить: так весь хлеб съест. Когда он взял пятый кусок, он закричал на него, Но алмасты продолжал сидеть. Тогда Хизир встал, взял лопату и замахнулся на него. Алмасты тоже встал и стал отходить, пятясь задом, при этом он что-то бормотал, сердился, наверное. Дошёл до двери и вышел. Хизир хотел закрыть дверь, а он держит её, не пускает. И вдруг он так сильно ударил Хизира, что он полетел через весь кош и упал. Тогда Хизир вскочил, схватил топор и выбежал из коша, но алмасты уже не было видно.

Через некоторое время послышались крики со стороны соседнего коша, который сторожил напарник Хизира Мащуков Сурух. Хизир побежал туда и встретил его. Он рассказал, что к нему в кош ворвался какой-то алмасты. Набросился на него спящего и подмял под себя. Машуков пытался драться, но алмасты повредил ему плечо и убежал.

      Второй раз он видел в пещере на Джинале алмасты-женщину.  Длинные волосы, груди до живота. На коленях ребёнок, завёрнутый в какие-то тряпки. Что-то бормочет. Она увидела Хизира, но даже не пошевелилась и продолжала бормотать. Хизир ничего не сказал и погнал отару дальше.

 

      Машуков Галиба: “алмасты я видел много раз. Один раз ещё в детстве. Мы играли в прятки. Кто-то ко мне прижался, бурчит что-то. Я говорю: Тише, а то нас найдут. Он опять бормочет, я снова сказал, чтобы он замолчал. Потом обернулся...

      Один раз я видел, как алмасты мыла голову в речке. Потом села на поваленное дерево и стала расчёсываться большой расчёской. Почешет голову, посмотрит туда, сюда, ещё почешет, ещё посмотрит. Голова у неё была маленькая, лоб узкий

      Пшихачёв Хатух: “Я видел алмасты в августе 1948 года в балке Куруко. В половине пятого утра я ехал верхом по тропинке, идущей дну балки. Вдруг увидел двух женщин-алмасты. Одна держала на руках грудного младенца, который пищал. Но его плач не был похож на плач человеческого ребёнка. На обеих женщинах было что-то вроде платьев, какие-то лоскуты грязной красной материи. 

       Алмасты были среднего роста, на голове длинные волосы. Глаза красные, расположены вертикально. Они очень часто моргали. Когда увидели меня, мать подняла подол своего платья, завернула в него своего ребёнка и приготовилась бежать. Но я очень испугался и быстро уехал, а они там остались”. 

 

       В конце 50-х годов молодой кабардинец из горного селения Хабас Карданов показывал  на  летних  пастбищах своему дяде Земирату Егитову прирученную им алмасты. 

       Дело было такЗа несколько месяцев до этого Хабас как-то раз увидел в бурьяне волосатую женщину. Сначала он перепугался и убежал. Она тоже испугалась, но осталась сидеть на  месте. Через несколько  дней он увидел её снова и в том же месте. Потом ещё несколько раз. Ради интереса он стал приносить ей хлеб и сыр, а затем и она сама стала тайком приходить к нему за кормом.

       Через некоторое время он вернулся с летних пастбищ, и стал жить в коше, недалеко от села. Алмасты последовала за ним и стала жить у него в коше.

 Он научил её ездить верхом и выполнять кое-какие работы - грузить сено, носить мешки. Она была очень сильная и работала быстро. Бегала воровать для него помидоры куда-то далеко от селаДо ближайшего поля с помидорами надо идти часов пять-шесть, а она успевала сбегать туда и обратно за один час. Языка человеческого она не знала, бормотала что-то нечленораздельноеКогда её видел дядя Хабасаона как раз пришла с охапкой помидоровУвидев постороннего человека, она уселась в углу и не вылезала от туда, что-то бормоча и кряхтя.

 Об этом случае стало  известно  инженеру  сырозавода  в  Нальчике М.Темботову.

      Весной 1959 года тот сообщил о нём профессору А.А.Машковцевуа он профессору Б.Ф.Поршневу, который попытался заинтересовать этим случаем какую-нибудь научную организацию, но ... безуспешно. Ни в Нальчикени в Москве не нашлось не очень большой суммы денег, за которые Хабас соглашался избавиться от своей довольно назойливой сожительницы. Узнавшие о переговорах Хабаса родственники поспешили его завербовать и отправить подальшетщательно скрыв от всех его адресОни давно опасались, что его знакомство с алмасты может принести несчастье.

       Очевидно, запрашиваемая сумма была действительно значительной, но почему никто не бросился на вокзал и не купил билет до Нальчика? Он (билет) в то время стоил совсем недорого, но тогда был бы шанс если не сфотографировать, то хотя бы увидеть своими глазами неуловимого алмасты.

      Подобные необъяснимые несуразицы каким-то, прямо мистическим образом, преследуют исследователей проблемы реликтового гоминоида постоянно. В очередной  раз Большая наука прошла мимо открытия "дикого человека", на этот раз на Северном Кавказе - буквально у себя под боком. Но в этой истории вызывает недоумение не то, что не смогли раздобыть денег на выкуп алмасты, а то, что ни Б.Ф.Поршнев, ни А.А.Машковцев, ни тот же Темботов из Нальчика и вообще никто другой не съездил на место происшествия и не встретился с Хабасом, когда тот ещё жил дома. Если же об этом случае стало известно уже после отъезда Хабаса, то и пытаться доставать деньги в Москве было уже бессмысленно.

 

      Карданов Хасан: “В сентябре 1957 года мы с Агубековым Хамедов везли менять картошку их Куркужина в Баксанёнок. Немного не доехав, остановились на мосту через Терканал.

 Переночевали. На рассвете Хамед ещё спал, а я встал и пошёл за быками, чтобы запрячь их и ехать дальше. Возвращаясь, решил искупаться и тут услышал, что под мостом кто-то плещется. Подошёл ближе и увидел двух людей, очень необычного вида. Оба были под два метра, не очень толстые. Один был мужчина, другой – женщина. Оба голые, сильно волосатые. У женщины очень большие безволосые груди. Руки у обоих очень длинные. Расставив их в локтях, они пригоршнями черпали воду и поливали себя. Потом женщина стала поливать мужчину спереди и пальцами расчёсывать ему волосы. Пальцы у неё были очень длинные. Луна светила очень ярки мне с расстояния метров 15-20 было всё хорошо видно”.

 

       Афунов Джамиал Гакович: “Осенью 1963 года я вечером возвращался домой... Дом наш стоял на отлёте, со стороны Малки, как хутор. Слышу собачий лай и крик какой-то. Подошёл ближе, вижу – стоит человек, прижавшись к забору, и кричит, а три собаки наскакивают на него и лают. Подошёл ближе - не человек стоит, а алмасты. Я был слегка выпивши,  и потому не испугался, а стал отгонять от неё собак камнями. Женщина это была, груди длинные, вся в шерсти. А как только я отогнал собак, она отошла от забора и пальцами правой руки схватила меня за плечо. Пошла рядом со мной, а собаки идут рядом и лают. Держит меня так крепко, как в тисках, синяки остались. Прошли несколько десятков метров, мне надо сворачивать в сторону, а она не отпускает. Я тяну, говорю: “Мне домой надо”, а она не отпускает. Ну ладно, думаю, пойдём дальше, смешно мне стало. Я даже совсем не боялся, смешно мне было. Прошли ещё, повела она в сторону подсолнухов. Собаки отстали. Там только отпустила меня, и я вернулся домой. Прошли мы вместе метров 300-400

 

      Карданов Гебраил Машевич: “В 1964 году летом я работал на птицеферме. В помещении фермы ночевали две птичницы, а я спал на своей подводе (я был до этого возчиком). На 4-й день в ночь с 1 на 2 августа, в 12 часов ночи я услышал какой-то плач. Кто-то поплачет, потом помолчит и снова плачет. И всё ближе и ближе. Я думал шакал. Ещё до этого стреноженная лошадь, которая паслась около меня, перестала жевать, стала храпеть и убежала. Я поднялся посмотреть, что её испугало. Вижу, что ко мне идут четыре человека. Вначале подумал, что это люди ко мне. Пошёл им навстречу. Когда приблизился, то увидел, что это не люди. Впереди идёт огромная самка. Лицо страшное, вся волосатая. Около двух метров ростом, плечи широченные, руки в обхвате, как моё бедро. Очень большие груди висят. На ней было какое-то разорванное платье. С ней рядом подошли трое поменьше. Двое, как моя 12-летняя дочка, третий ещё меньше. Вроде бы плакали, только малыш молчал.

      Я сильно испугался и ушёл в помещение. Утром дома я об этом рассказал родным. Наша соседка, старая женщина, сказала мне: “Ты их не бойся, они не тронут. Только, ради Аллаха, не обижай их. Их не надо обижать, ни в коем случае не ударь, не стреляй. Они не обидят. После этих разговоров я уже не боялся.

      На следующую ночь они опять пришли, но я уже не прятался в доме. Ходили каждую ночь до 8 августа. Причём всегда приходили в одно и то же время, ровно в 12 часов. Я по часам смотрел. Я говорил им спокойно, по-кабардински: Уходите, пожалуйста, отсюда.  Никто вас сюда не звал, вам здесь делать нечего. Уходите, пожалуйста, прошу вас”. Когда я их прогонял, “баба” ворчала.

      Потом три ночи не приходили, а потом три ночи снова являлись. Потом пять ночей их не было, а потом снова ходить стали. Так продолжалось до 20 августа, когда ферму перевели в другое помещении (километрах в 2-х от этого места).

Они всегда приходили со стороны леса и туда же уходили. При этом они каждый раз переходили через железную дорогу. У “бабы” след был длинный, примерно 40 см, глубокий, видно, что тяжёлая. След  как человеческий, только пальцы очень длинные, как у человека на руке. У её спутников следы почти такие же, как у матери, у маленького поменьше. Ходят спокойно. “Баба” руками сильно машет, а дети поменьше”.

 

       Действительный член Географического общества АН СССР Ф.Н.Чернышов: “В мае 1968 года я был с другом на реке Мушта, вблизи турбазы “Долина нарзанов”. Местный житель, дорожный мастер Джамал Карась, работавший на строительстве дороги Кисловодск-“Долина нарзанов”, рассказал, что в 1967 году лично видел в ущелье Мушты алмасты.

       И ещё мне рассказали случай, когда пастухи видели, как алмасты подошёл к сараю, сорвал верёвку, которой были завязаны двери. Открыл ворота и вышел с бараном на плечах. Баран вырывался, тогда он взял его за ноги и ударил головой о землю. После этого он снова взвалил барана на плечи и быстро ушёл прочь”.

 

       Кабардинец Лигидов Меда видел алмасты в июле 1964 году, когда он оказался в отдалённом балкарском селениив котором тогда не было жителей. Среди дня он зашёл в заведомо пустой дом и увидел сидящую в углу на сене алмасты,  державшую на руках маленького ребёнкаИз-за полумрака в помещениион её заметил только благодаря ярко  светившимся красным глазам. Когда Меда вошёл в комнату, алмасты встала. Она была ростом с человека среднего роста, грудные железы крупные, глаза вертикально поставленные, рот широкий. Волосы свисали с головы на лицо, закрывая его. Кожа у неё была чёрная. Ноги короткие, ступни толстые, широкие. Внизу живота болталась какая-то тряпка

      Запаха Меда не ощутил. У ребёнка кожа тоже была чёрнаяпокрытая чёрными волосами, но короткими  и не густыми. Пока они стояли друг против друга, алмасты то ли гудела, то ли бормотала, потом резко повернулась и выпрыгнула в окно... 

Закореев Хабас видел алмасты в 1928 году. Он шёл по своему огороду и заметил сидящего на корточках алмасты,  который в левой руке держал тряпку, наподобие фартука, а правой выкапывал из земли картошку. Он не дёргал за куст и не ворочал его, а подкапывал окученный куст рукой и складывал клубни в "фартук". Когда Хабас подошёл к нему, у него уже было накопано с полведра. Увидев Хабаса, алмасты встал, перепрыгнул через канаву и ушёл в бурьян.

 

      Кабардинец Диданов, электромонтёр, видел АЛМАСТЫ летом 1950 года. Он и ещё несколько кабардинцев заночевали в коше. Дина лёг спать с краюмежду  ним  и стеной оставалось небольшое пространство, где на ночь поставили котёл с бараньим бульоном и  сковородки  с  мясом. Все быстро заснули, а Дина, оказавшийся в такой обстановке впервые, не мог заснуть.

 Вдруг в кош быстро вошла какая-то женщина. Она была страшнаяволосатая, волосы с головы свисают до пояса. Подошла к стене, на которой висела уздечка с металлическими украшениями, сняла её, повертела в руках, повесила обратно на стену, повернулась и бесшумно вышла из  коша.

       Дина обомлел от страха, но лежавший рядом с ним старик в этот момент проснулся и на вопрос Дина "Что это такое?" - ответил: "Это ничего, не надо обращать внимание. Если ещё побудете здесьмного таких увидите". Старик повернулся на другой бок и заснул, а Дина не спалось.

      Через некоторое время алмасты снова вошла в кошостановилась, осмотрела спящих людей и быстро подошла к кастрюле и сковородкам с пищей. Кастрюля  была закрыта диском от бороны с отверстием, в которое была вставлена пробка. Сковорода была закрыта другой сковородой. Алмасты присела на корточки, быстро и бесшумно сняла диск и сковородку и стала есть. Ела она как попало - то мясо со сковородки, то бульон из котла. Черпала она его деревянной ложкой, которая лежала на крышке, но держала её не по-человеческиа всеми пятью пальцами. Ела она очень быстро  -  то ли жевала кое-как, то ли глотала не прожёвывая, но при этом очень внимательно наблюдала за спящими. Когда кончила есть, быстро и бесшумно закрыла котёл диском, а сковороду сковородой и ушла. Вид у неё был страшный. Вся волосатаяВолосы тёмно-коричневые, покрывали всё тело. Дина поразило, что она всё делала быстро, точно и совершенно бесшумно.

 

      Кабардинец Машуков Галиба видел алмасты несколько раз. Однажды в детстве, он и несколько ребят играли в прятки. Галиба укрылся в темном углу, за сараем. Вдруг чувствует, что кто-то прижался к нему и  бурчит

 Галиба говорит: "Тише ты, помолчи, а то нас найдут". Тот опять бормочет. Галиба снова шепчет, чтобы замолчал. А тот всё бормочет. Галиба обернулся и видит, что это алмасты.

      Однажды он шел вдоль берега речки и увидел, как алмасты - женщина мыла в речке голову. Потом она вышла из воды, села на поваленное дерево и стала расчёсывать волосы большой деревянной расчёскойПочешет голову, посмотрит туда-сюда, ещё почешет и снова осматривается. Голова у неё была маленькая, лоб узкий.

 

      60-летний кабардинец Гангапошев Кытым за свою жизнь видел алмасты несколько раз. Последняя