Глава 3.2.  КАЗАХСТАН  И СРЕДНЯЯ АЗИЯ

 

                                               Казахстан

 

  На огромной территории этой страны можно встретить самые различные природные  зоны и ландшафты. Наибольшую площадь здесь занимают пустыни и степи. Восточная часть Казахстана занята предгорьями Алтая. Высоты здесь небольшие и склоны гор покрыты лесами, в основном, таежного типа. Южную  границу образуют горные хребты Восточного Тянь-шаня, уходящие на территорию Монголии и Китая. Здесь проходил знаменитый “Шёлковый путь”, и осущестлялся торговый обмен между Китаем и Европой.

 На этой обширной территории возникали и гибли десятки высокоразвитых цивилизаций, многократно промчались полчища кочевников, гремели ожесточенные схватки многочисленных войн, приходили и уходили различные народы, а степи и горы оставались на своих местах. Распуганная дичь возвращалась на свои угодья и гнездовья и природная среда здесь за прошедшие последние тысячелетия изменилась мало. Только за последние пять-шесть десятилетий люди существенно изменили местную природу – освоение целины и развитие хлопководства заняли огромные площади девственных степей, искусственное орошение потребовало огроменoго расхода пресной воды, что привело к обезвоживанию таких рек, как Или, и оставили без воды крупнейшую водную артерию Средней Азии Аму-Дарью.

Из-за отсутствия притока речной воды катастрофически мелеют Аральское море и Балхаш с их когда-то то огромными запасами рыбы и окруженными в прошлом широкой полосой тростников, дававших пищу и убежище многим видам животных и птиц. В результате сокращения кормовой базы и бесконтрольного отстрела многократно сократилось поголовье сайгаков и кабанов. Из-за бесконтрольной вырубки лесов и лесных пожаров (в большинстве случаев также вызванных лесными браконьерами для того, чтобы отвлечь внимание лесоохранных служб и успеть урвать несколько сотен кубометров  леса, сокращается площадь лесных угодий).                                          

 Но, тем не менее, животный и растительный мир в регионе пока еще достаточно богат. Тут дело в том, что антропогенные процессы вытесняют природу из определенных районов, имеющих достаточно рентабельное хозяйственное значение и удобные пути подъезда. Правда это  в большинстве случаев  приводит в полное запустение ранее населенные районы, где природный комплекс постепенно восстанавливается. Так что положение в регионе не такое уж катастрофическое.

 

Из-за отсутствия притока речной воды катастрофически мелеют Аральское море и Балхаш с их когда-то то огромными запасами рыбы и окруженными в прошлом широкой полосой тростников, дававших пищу и убежище многим видам животных и птиц. В результате сокращения кормовой базы и бесконтрольного отстрела многократно сократилось поголовье сайгаков и кабанов. Из-за бесконтрольной вырубки лесов и лесных пожаров (в большинстве случаев также вызванной искусственно лесными браконьерами для того, чтобы отвлечь внимание лесоохранных служб и успеть урвать несколько сотен кубометров  леса, сокращается площадь лесных угодий).                                             

 

Нас интересует, в первую очередь, “дикий человек”, которого на территории Казахстана называют по-разному: в горных районах ксы-гыик, что означает “человек-козел”, в Восточном Казахстане его нередко называют так же, как и в Монголии – алмас, в южных районах распространено узбекское название яввои-адам, то есть “дикий человек”, в степных районах иногда его называют хурджин – “хозяин”.

Вспомним, что первое официальное сообщение о том, что в Восточном Казахстане обитает дикое волосатое человекоподобное существо, принадлежит студенту Петербургского Университета Владимиру Хахлову, который в 1912 году подал докладную записку в Президиум Академии наук, где она больше пятидесяти лет пролежала без внимания в папке с названием “Для документов, не имеющих научного значения”. А в 1913 году знакомые казаки из отряда, охранявшего советско-китайскую границу в районе озера Зайсан, где Хахалов собирал данные для своей “Записки”, приготовили студенту подарок – они поймали и держали на привязи молодую алмаску, которую поймали в окрестных камышах. Но из-за начала Первой Мировой войны Хахлов не приехал. Казаки отвели свою пленницу в камыши и отпустили на волю.     

 

Теперь познакомимся с некоторыми более поздними сообщениями из разных районов Казахстана:       

               

Рассказ Полины Вакулиной: “… Это произошло примерно в 1935 году на станции Бускуль Кустанайской области. Мы с ребятами играли в лапту, нас было четыре человека. Жили мы на крайней улице, дальше простиралась степь и дорога на село Тарутино.

Примерно часа в три или четыре подъехала грузовая машина и остановилась недалеко от нас. Из неё выскочил шофёр, открыл борт, спрыгнули четвeро мужчин и стали стаскивать кого-то, похожего на медведя. Мы подбежали поближе к машине и увидели, что это не медведь, а стоит на ногах лохматый человек. Ростом он был намного выше тех мужчин. У него были связаны руки и за верёвку его повели в сторону переезда через железную дорогу. На той стороне был вокзал, а также поссовет и милиция. Что было с ним дальше, я не знаю.

Потом разнеслись слухи, что этого лохматого человека поймали лесники в Тарутинском лесу”.

 

В  1950 году на пасеку В.Минина, расположенную в нескольких километрах от села Маралиха, как-то раз явились сразу четыре голых волосатых “человекоподобных существа”. Пасечник с семьей укрылся в сарае и отсиживался там, пока незваные гости не ушли. Вели себя “гости” вполне прилично – ничего не ломали, только бродили и с любопытством всё осматривали.

        

В 1956 году охотник  Обитай из поселка Баянкол отправился на охоту вверх по ущелью реки, На склонах еще лежал снег. Вдруг он слева от дороги увидел следы босых человеческих ног, которые петляли между деревьями. Следы были небольшие. В это время года местные жители босиком по снегу не ходят, тем более вдалеке от поселка. Потом следы вышли на дорогу и потерялись среди других следов. “Вдруг, слышу свист, - рассказывает Обитай, - потом ещё, а затем какие-то крики впереди себя. Я прибавил скорость и вскоре за поворотом, совсем недалеко от дороги,  увидел   мальчика, на вид лет двенадцати. На нём не было никакой одежды, все тело было покрыто волосами. Он стоял около елки и тряс ее обеими руками. Видно ему было очень плохо – он кричал и плакал. До него от дороги было метров двадцать, но было еще светло и видно, что кожа у него под волосами была совсем темная или грязная. И лицо было тёмное. На голове волосы длинные, спутанные. Волосы были на всем теле, на   руках и ногах тоже, темные, довольно короткие, не очень густые. Когда я подъехал, он продолжал стоять и кричать, глядя на меня. Кричал он тонким и пронзительным голосом….”. Обитай не знал как ему поступить, и надо ли ему помочь – может быть, он, испугавшись человека на лошади, звал родителей

 

В 60-е годы, когда в прессе началась шумиха  о “Снежном человеке” к директору Краеведческого музея в городе Курчуме (Восточно-Казахстанская область, Зайсанский район) Кушникову пришёл пожилой казах  и, показывая на рисунок неандертальца, сказал: У нас тоже такие есть, мы зовём их “ксы-гыики” или “дикие люди”. Постоянно они здесь не живут, но иногда появляются. На людей они не нападают, всегда убегают. Раньше их было много. Осенью они уходили в Китай. Они ходили по Бухтарминскомухребту…”.

 

Молодой тракторист из села Пугачево долго рассматривал  изображения неандертальцев и питекантропов, потом говорит. “В 1977 году я работал в лесу и видел такого. Я работал в верховьях речки Курчум, близ Карашира. Захотел пить и подошел к речке. Опустился на корточки и стал пить. Вдруг чувствую, что на меня кто-то смотрит. Оглянулся и вижу, что из-за ближайшей скалы, высунувшись до половины туловища, выглядывает волосатая женщина”.

 

Другой тракторист рассказал Кушникову, что он работал на ремонте дороги. Остановившись у ручья, он наклонился, чтобы напиться и краем глаза увидел, что из-за большого валуна на него смотрит волосатая женщина. “Выглядывает такая вот людина, как вот на этой картинке (изображение неандертальца). Она была женского пола, у нее были такие же отвислые груди, как здесь нарисовано, но она была не такая голая  -  по груди и рукам до самых кистей росли густые бурого цвета волосы. На голове волосы были длинные и косматые. Отец, когда я ему об этом рассказал, ответил: “Однако, ты ксы-гыика видел. Никому об этом не рассказывай, а то над тобой смеяться будут”.

 

Александр Кононенко, выросший в посёлке Ортодересин, расположенного на берегу озера Балхаш,  записал рассказ уважаемого всеми жителями этого посёлка аксакала (старого казаха) дедушки Марата:

“В первые годы Советской власти казахам пришлось осваивать новые специальности. Дело в том, что в это время богатые казахи, собрав всё своё имущество с табунами коней и отарами овец тайными тропами по хребтам Джунгарского Алатау ушли на китайскую территорию, оставив бедных казахов без работы. Чтобы не умереть от голода, они стали учиться ловить рыбу, которой было тогда много в озере. Тогда у жителей Ортодересина и были неоднократные встречи с    "волосатым человком". Казахи называли его шайтаном, хотя это никакой ни шайтан – в Коране его называют монстру или как-то вроде этого.

Сначала появились слухи о том, что на той караванной дороге, которая ведёт в Китай, по-вечерам появляются шайтаны. Потом, однажды, когда рыбаки выгрузив на берег пойманную рыбу, на лодках отправились снова заводить невод, женщины, остававшиеся в юртах, услышали непонятные шаги – кто-то ходил по воде. Люди были на озере и в юртах, верблюды привязаны на берегу. По воде мог ходить либо медведь, либо шайтан. Это было среди бела дня, но женщины побоялись выходить из юрт.

Вечером вернувшиеся с озера рыбаки обнаружили, что от оставленной на берегу рыбы остались только головы, хвосты и крупные кости. Аксакал сказал, что это дело рук шайтана. На другой день рыбаки обнаружили не только объедки рыб, но и следы, оставленные вором на песке. Следы были похожи на человеческие, но какие-то не такие. Так продолжалось с неделю. Казахи ждали помощи от Аллаха, но не дождались. Тогда рыбаки решили выследить воров. Они оставили выловленную рыбу не на берегу, а сложили в юрте, где её обрабатывали. Дверь крепко завязали и на берегу оставили двух охотников. Целую неделю рыбаки уплывали с сетями за рыбой, а джигиты прятались в камышах, но всё было спокойно. Никто за рыбой не приходил. Когда они перестали дежурить и начали снова плавать за рыбой все вместе. Так продолжалось года два.

Но вот однажды поздно вечером, когда верблюды вытаскивали сети, рыбаки услышали, что по воде кто-то идёт. Все хором оглянулись и увидели, что в их сторону спокойно идёт один шайтан. Женщины в испуге закричали, а мужчины упали на колени и начали молиться.

Шайтан остановился, постоял с полминуты, потом очень быстро прыгнул к юрте и, не успели они опомниться, как он выскочил из неё с двумя крупными рыбинами в руках и побежал прочь. Догнать его было невозможно, Старики говорили, что он бегает так же быстро, как сайгак. И сильный он, как медведь.

Самый последний случай произошёл в конце 70-х годов. Угоняли с аула весной верблюдов и увидели в камышах спящего шайтана. Они его не стали будить, но, когда пришли туда на другое утро, то увидели, что он мёртвый – его задавил верблюд. Весной эти огромные животные очень злые и свободно могут убить человека. Шайтана они закопали и помолились за него”.

На вопрос, как он выглядит, аксакал рассказал, что это был человек небольшого роста, примерно 150 сантиметров, очень правильного телосложения, весь покрытый волосами чёрного с красноватым оттенком цвета. Но волосы у него не такие густые, как у обезьян. У него очень сильно развиты плечевые и грудные мышцы и мышцы спины. Плечи не очень широкие. Пресс немного поджат, грудь выступает вперёд. На руках сильные бицепсы, кисти рук шире обычных. Стопа широкая мозолистая, большой палец слегка отогнут. У ногтей очень толстые мозоли.

Он очень сильный. Рассказывают, что, когда его ловили, он схватил одного человека за руку, и у того на всю жизнь на ней остались следы его мёртвой хватки. Ноги у него жилистые, покрытые снизу длинными волосами. На локтях и коленях твёрдые мозоли. Пальцы покрыты волосами наполовину. Ноги слегка изогнуты колесом, но стопы ног параллельны.

На передней части тела волосы до середины живота направлены вниз, а от лобка – вверх. На хребте ближе к шее волос больше и они собраны копной. В этом месте они кажутся темнее. На голове волосы длиной 10-15 сантиметров. На лице волос нет, только у мужчин виден лёгкий пушок на усах и щеках, на щеках короткие густые бакенбарды. Шея покрыта короткими редкими волосами. Цвет кожи смуглый, на плечах почти коричневый.

Зубы белые, большие, скрыты большими губами. Рот широкий. Когда он злится, то его оскал выглядит чудовищным. Глаза всегда широко открыты, часто моргают. Лоб срезан назад, Брови большие. Нос приплюснут и немного приподнят вверх. Нижняя челюсть короче обычной. Скулы широкие.

В юношеском возрасте они ниже ростом и ноги у них кажутся длиннее. Тело сутулое.

Видят эти люди и ночью, что позволяет им охотиться по ночам. Бегают они очень быстро, сильно наклонившись вперёд. Ноги при движении переставляют очень часто, как при беге, так и при ходьбе. Руки всегда опущены. Спят они на животе с согнутыми руками и вытянутыми ногами.

 

В 1982 году владелец пасеки, стоявшей в верховьях Катуни, рассказал инспектору рыбоохраны Восточно-Казахстанской области В.И.Попову, что к нему на пасеку приходило волосатое существо, нечто среднее между медведем и человеком. Оно открыло улей, взяло несколько рамок с мёдом, закрыло крышку улья и ушло. Пасечник его в темноте как следует не рассмотрел, но медведь так аккуратно с ульями не обращается.

Там же живёт шофёр, брат которого наблюдал, как какое-то человекоподобное существо обходило его капканы и палкой тыкало в них. Когда  капкан захлопывался,  оно обламывало палку и направлялось к следующему капкану.

                 

В 90-х годах почти одновременно во многих газетах Северного и Западного Казахстана появились сообщения о появлении целых семей диких волосатых людей. О встречах с ними рассказывали жители районов Сергеевский, Илийский, в Казахском Приуралье и в окрестностях Алма-Аты.

        

Вот несколько рассказов очевидцев, записанных профессором П.И.Мариковским (Алма-Ата):

“…30 июля школьники, отдыхавшие в пионерском лагере “Прометей”, расположенном в ущелье Бутаковка вблизи Алма-Аты, поехали в Большое Алмаатинское ущелье, откуда они через небольшой перевал, заросший лесом, возвращались в свой лагерь. Шли хорошо освоенным маршрутом, по горной тропинке. Один из мальчиков Артем Ганенко отстал от отряда и потом рассказал: ”Я отстал от отряда вдвоем с девочкой. Неожиданно в березняке мы увидели очень большого, высокого, в 2-3 метра, покрытого коричневой шерстью человека.

Уши и нос у него не выделялись. Голова кверху казалась суженной, руки длинные – ниже колен свисают, глаза желтые. На правой руке у него были намотаны несколько змей. Мы очень испугались и побежали. Он засвистел и пошёл вслед за нами, издавая громкие и сиплые свисты”.

      

Второй свидетель Борис Кошаков:  “Мы шли вместе со Стасиком Токаревым. Подошли к ручью. Стасик наклонился и стал пить воду. Я стоял, ожидая его, и вдруг увидел дикого человека. Стасик, подняв глаза, тоже его увидел и сразу же бросился бежать, а я стоял, словно окаменев – не мог сдвинуться с места, стоял и только мотал головой. И плакал от страха. “Человек” стоял от меня метрах в четырех. Он был очень высокий, весь волосатый, покрыт коричневой шерстью, на левой руке у него были навиты какие-то змеи. Глаза у него были желтые, лицо внизу вытянутое, руки длинные.  Потом уже мне показалось, что глаза у него были не злые, а добрые-добрые, и сам он почудился мне каким-то очень родным. Он протянул что-то протяжное, вроде “Во-ва”. Тогда я вдруг будто очнулся и побежал, а волосатый человек вслед мне громко засвистел”.

 

Третий свидетель: Сергей Денежников: “Мы шли с мальчиком Женей Яковлевым и вдруг увидели большого волосатого человека. Мы сильно испугались и побежали. Вскоре увидели второго такого же человека, который стоял метрах в пятнадцати от нас. Он стоял неподвижно, потом вдруг резко взмахнул рукой и поймал белку, бежавшую по стволу. Схватив ее, он, ударив её о камень и убил. Мы побежали дальше. Он засвистел и пошёл за нами, но, дойдя до ручья, остановился. Он был очень большой, больше двух метров, весь покрыт чёрными волосами, глаза как щелочки, узкие, лицо меньше покрыто волосами, на руках светлые ногти”.

 

Мельком  “дикого человека” видели и другие дети – участники похода. Некоторые из них, не разглядев в руках у него змей, утверждали, что руки “дикого человека” покрыты чешуей.

Очевидно, ребята встретили двух “дикарей” – одного черноволосого и другого покрытого коричневыми волосами. Зачем один из них держал в руках змей, не известно. Скорее всего, для того, чтобы съесть.

 

Чем объяснить появление двух, а возможно и более, особей ксы-гыиков вблизи огромного города и в активно посещаемом Большом Алмаатинском ущелье с высокогорным кортом и катком “Медео”, куда круглый год ездят тысячи людей, объяснить трудно.

Но на этом походе дело не кончилось,

Очевидно, с одним из этих “диких людей” встретились 10 августа дети из другого лагеря на Лысой горе, расположенной по прямой линии примерно в одном километре от лагеря “Прометей”. Здесь на месте большой  давней порубки образовалась обширная  поляна, заросшая малиной. Дети, их было около пятидесяти человек, с увлечением собирали спелые ягоды и не заметили, что “дикий человек” обошел их сзади, и остановился почти вплотную. Его заметили только трое. Остальные продолжали собирать ягоды, ничего не подозревая, Потом очевидцы сообщили, что “дикий человек” был громадный – два или три метра ростом и покрыт шерстью,

          

В этот же день с “диким человеком” встретился учитель физкультуры соседнего лагеря “Дубовая роща” В.Грошев, который в тот день был дежурным по лагерю. Он рассказал: “До наступления ночи я дежурил на вышке. В половине второго, пошел в обход по территории и возле теннисной площадку, у самой горы увидел два светящихся глаза, расположенные гораздо шире, чем у взрослого человека. Затем я разглядел массивную тёмную фигуру, которая стояла, опершись о ствол дерева. Так мы стояли и смотрели друг на друга секунд 5-7, потом он, легко оттолкнувшись от дерева, повернулся и, слегка согнувшись, быстрыми шагами пошел в гору и скрылся. При разговоре Грошев сказал, что, конечно, что-то слышал раньше о “снежном человеке”, но не верил этим рассказам, тем более в окрестностях Алма-Аты.

 

Утром измерили рост “ночного гостя” – немного больше двух метров, следы на траве были длиной 35 см. Детям, во избежание паники, об этих случаях не рассказывали.

 

3 сентября на Лысой горе две девочки  Ира Фалькова и Оксана Мостовая - дети сотрудников лагеря. Они собирали малину и тоже встретили “дикого человека”. Вот, что они рассказали журналисту Т.Габдрахманову: “…Мы спокойно собирали малину на Лысой горе. Подошли к кусту, усыпанному крупными ягодами. Вдруг ветки раздвинулись и из-за них показались лохматая голова  с жёлтыми глазами, и стала протягивать нам полные горсти отборных ягод. Мы побоялись взять подарок и стали показывать на незнакомое существо  пальцами, а потом бросились бежать. Лохматое существо обиделось, швырнуло в нас отвергнутые ягоды, выпрямилось во весь рост и погналось за нами”.

 

Все дети дружно утверждали, что если бы любой из этих великанов действительно хотел догнать кого-то из них, ему бы это ничего не стоило. На самом деле, он, очевидно, просто пугал их, выражая обиду за непонятый жест дружбы и расположения.

 

В газете “Казахстанская правда” корреспондент Казахского телевидения В.Плешаков рассказал, что “…в Сергеевском районе милиционер С.Муканов вместе с женой ехал на мотоцикле. Проезжая мимо вспаханного поля, они заметили высокого мохнатого человека, двигавшегося по пахоте примерно с такой же скоростью, что и мотоциклисты. Милиционер посигналил ему, после чего мохнатый человек прибавил ходу и обогнав мотоциклистов метров на четыреста, пересек дорогу и скрылся в лесу.  Через несколько сотен метров дорога оказалась залита водой и объехать ее было негде, развернулись и поехали домой. "Через пару минут что-то заставило меня обернуться, - рассказывает жена милиционера Алтынай. - Я увидела, что вскоре из леса выскочили ещё несколько таких же мохнатых великанов и побежали в нашу сторону. Пришлось развернуться  и срочно удирать”.

 

"Волосатого дикого человека" видели зоотехник Е. Байтеленов, комбайнер С.Паюсов и многие другие жители сёл Ленино, Коктерек, Каратал и других, расположенных по соседству. С появлением “диких людей” лошади и собаки перестали отходить далеко от человеческого жилья.

 

Серия подобных встреч произошла в Казахском Приуралье:

Рабочий совхоза Кушумский отправился разыскивать пропавшего теленка. Когда он вошел в лесополосу, то оторопел – прямо на него, не мигая, смотрело двухметровое волосатое человекоподобное существо, покрытое  темными волосами, с длинными ногтями на руках. Так они смотрели друг на друга несколько секунд, затем мохнатый гигант издал громкий, невнятный звук, скрылся в чаще. “Если раньше я, когда слышал о таких встречах, только посмеивался, то теперь, когда  самому пришлось встретиться с ним лоб в лоб, мне уже не до шуток”.

 

Милиционер Ибрагимов с женой и приятелем Булдиным ехали на мотоцикле, когда увидели, что впереди на дороге стоят два огромных волосатых человека. Милиционер в страхе остановился, развернул мотоцикл и помчался в обратном направлении. Но, оглянувшись, он увидел, что волосатые великаны преследуют его.

Секретарь парткома райспецхоза имени Ибраева Досан Садыков расспросил милиционера и его жену, что же было дальше. Ибрагимов рассказал, что великаны уже почти догоняли бешено мчащийся мотоцикл, как вдруг у сидящего в коляске Булдина сорвало с головы фуражку. Увидев упавший на землю незнакомый предмет, преследователи остановились и начали его изучать. Воспользовавшись этой  задержкой, милиционер и его пассажиры смогли оторваться от погони.

 

Через несколько дней, в том же районе бригадир местной молочной фермы Амантай Катин  пошел вечером за отставшим теленком и встретился с волосатым существом огромного роста. Бригдир струхнул и, забыв про теленка, дал дёру. Телёнок, правда, утром оказался около фермы. Очевидно, этого же гоминоида видели километрах в четырех от центральной усадьбы этого спецхоза. Он  возился в тальнике на другом берегу Ишима. Там же волосатого великана видел зоотехник совхоза Ермек Байтеленов, объезжавший на лошади пастбища.

 

Пожалуй, дольше всех разглядывал “дикого человека” механизатор Сергей Паюсов. Он вечером, часов в семь, на комбайне возвращался с покоса. Возле лесопосадок, километрах в  пятнадцати от Ленино, он заметил впереди кого-то копошащегося в траве. Шум мотора заставил “волосатого человека” подняться. Сергей тоже остановил свой комбайн. По его оценке “волосатый человек” был ростом два тридцать - два тридцать пять сантиметров. Всё его тело покрывала коричневая ровная и лишь местами, на суставах слегка курчавившаяся шерсть. У него был низкий лоб, мощная шея. Туловище казалось квадратным, руки длинные, могучие с широченными  ладонями. Гигант неторопливо выпрямился на своих толстых мощных ногах и, не спеша, удалился в лесопосадки.

 

Пенсионер из села Коктерек Кусаинов был последним, кто видел гоминоидов в их районе. Причём он встретил сразу четверых. Ему запомнилась своеобразная раскачивающаяся походка этих существ.

 

Несколько сообщений из Илийского района.:

 

Одно из них в конце июля 1990 года поступило на имя начальника Илийского РОВД: “Прошу вас принять меры к неизвестному лицу, мало похожему на человека, которое напало на нас в районе канало-сточных вод…” .

В тот день братья Бочкаревы и пятиклассник Коля Аксенов из поселка Ашибулак Илийского района около пяти часов вечера отправились косить сено в район канало-сточных вод. Проселочной дороги  в этих местах полны всяких неприятностей, и через несколько минут езды у мотоцикла оказалась  проколота камера колеса коляски. Заминка произошла в безлюдном месте. Коляску пришлось отцепить, и Бочкарёв-старший поехал за запасным колесом, оставив своих пассажиров сторожить коляску. Прошло, наверное, с полчаса. Друзья скучали и дремали от бездействия и жары. Неожиданно их внимание привлёк шум в камышах, метрах в двадцати от них.   

Посмотрев в ту сторону, ребята увидели, как камыши раздвинулись, и из них показалось ужасное существо. Оно напоминало обезьяну, тело его было покрыто густыми тёмно-серыми волосами, их не было только на верхней части головы, являвшей собой гладкий покатый череп, обтянутый черной, словно уголь, кожей. Уши отсутствовали, вместо глаз виднелись только узенькие щёлочки с чем-то мутным вроде бельма, вместо зрачков. Кисти верхних конечностей (рук) были согнуты внутрь. Рост этого страшного существа был, правда, не обезьяний – около трёх метров.

Непонятное существо опустилось на четвереньки и, издавая рычание, двинулось на ребят. Тех, естественно, как ветром сдуло. Бежали, не чувствуя под собой ног и ничего не слыша, кроме приближающегося хриплого дыхания преследователя. Неизвестно, какая бы была развязка, если бы впереди не послышался звук приближающегося мотоцикла  Бочкарева-старшего. Ничего не понимая, он на всякий случай начал сигналить, пытаясь звуком сигнала отогнать “огромную обезьяну”. Эффект был достигнут – монстр не замедлил скрыться в камышах. После этого Бочкарев посадил перепуганных малышей на мотоцикл и отвёз в сторожку-вагончик, находившуюся неподалеку, в которой жил сторож. Заперев ребят в вагончике, он, захватив с собой сторожа с винтовкой, поехал за коляской.

Ребята, оставшиеся одни, вскоре опять задрожали от страха, так как не прошло и получаса, как страшный великан появился возле вагончика. Бочкарев-младший заметил его огромную тень на земле возле их укрытия. Секунда потребовалась, чтобы захлопнуть дверь и задвинуть задвижку. В следующее мгновение стены вагончика уже содрогались от страшных ударов извне, заглушаемыми хриплым ревом. Этот ужас продолжался минут пятнадцать, хотя ребятам показалось, что с момента отъезда брата со сторожем прошли многие часы. Волосатый великан даже попытался опрокинуть вагончик, начав его интенсивно раскачивать, что обычному человеку не под силу. Только появившиеся мотоциклисты заставили неизвестное существо скрыться.

Этим же вечером волосатого великана видел Бочкарев-отец. Он наблюдал его метров с пятидесяти, с берега озера и видел, как тот вошёл в воду и скрылся под водой, не оставив на поверхности воды ни одного пузырька воздуха.

 Некоторые люди слышали сильный крик или рёв, который, очевидно, издавали эти существа.  Местные жители, конечно, знали от стариков о существовании “волосатых великанов”, но в основной своей массе не встречались с ними и даже считали все рассказы о них выдумкой. Чем объяснить массовое появление “волосатых людей” в нескольких районах Северного Казахстана, где десятки лет их никто не видел?  Возможно, это было вызвано тем, что прежние места обитания этих существ в прилегающих районах, вследствие хозяйственной деятельности людей, стали малопригодными для них: разработка и освоение добычи газа и нефти в Куйбышевской области, Башкирии и Татарстане, обмеление рек и озер в Казахстане и вызванное этим исчезновение тысяч километров тугаев по берегам рек и озер – этих природных заповедников для всего живого в зоне степей и пустынь.  Может быть, дойдя до крайности, волосатые аборигены – истинные коренные хозяева этих мест отправились на поиски новых мести, пригодных для их обитания, Волосатых гигантов видели в указанных местах в течение короткого времени, после чего они исчезли – скорее всего они ушли в горные леса Алтая и Тянь-Шаня.

 

Надо отметить интересную подробность – из всей массы сообщений о появлении волосатых великанов на территории Казахстана, ни в одном из них не упоминается ни о нападении на скот и домашнюю птицу, или о краже продуктов. Такое поведение свойственно некоторым животным, имеющим свои охотничьи или кормовые участки, которые они метят. Чужая особь того же вида, попав на такой участок, всегда ведет себя очень скромно. Примером может служить поведение огромного дога, который, попав на территорию, помеченную маленьким пуделем, пересекает её, поджав хвост. Таковы неписанные законы поведения многих животных в дикой природе! Это, конечно, не касается отношений хищников к их жертвам, у которых свои законы.  

         

 

                                   Киргизия  (Кыргызстан)

 

Эта небольшая страна расположена на отрогах Центрального и Западного Тянь-Шаня и  Памиро-Алая. Здесь расположены такие горные великаны, как Хан-Тенгри и пик Ленина, имеющие высоты более 7000 метров. Горные ледники Тянь-Шаня, как и соседнего Памира, питают все основные реки Средней Азии, а построенные на них гидроэлектростанции (Токтогульская, Нурекская, Рогунская и другие обеспечивают электроэнергией не только Среднюю Азию, но и другие страны).  

 

         

                                    

                                                               

Растительный и животный мир здесь типичный для  горно-лесной зоны. Довольно много копытных – в степях сайгаки, в горах сибирские козлы – киики и бараны – архары. Довольно  много медведей и грызунов: сусликов, сурков, каменных куниц, из птиц орлы и грифы, много различных змей. В реках и озерах водятся осман, форель, сом и специально завезенные для очистки от зарастания берегов каналов толстолобики и другие рыбы.

Сельское население занято, в основном, скотоводством, овцеводством и коневодством (на мясо). Летом скот перегоняют на горные пастбища, а зимой “на пески”, то есть в степную зону, где благодаря слабому снежному покрову скот может добыть себе корм. Заготовки сена проводятся, но весьма ограниченно. На склонах Алайского хребта, вблизи зоны снегов пасутся круглый год стада яков. Эти спокойные животные добровольно подчиняются человеку, переносят грузы, но полностью не приручаются. И старый послушный як вдруг может подняться и уйти, куда глаза глядят, пока его не разыщут и не приведут обратно.

Дикого волосатого человека коренные местные жители, живущие в сельской местности, хорошо знают и называют его ксы-гыик (“человек-козёл”), адам-киик (“дикий человек”), одами-сохраи (“горный человек”), в южных районах - гульбияван или биабан-гули.

Городские жители, даже выходцы из горных районов, живущие в современных городских квартирах с горячим отоплением, паркетом и полированной мебелью, считающие себя культурной частью общества, стыдятся своих отсталых и суеверных родственников и  не признают всякую чепуху, которую те рассказывают про всяких “демонов”, пэри, гулей и тому подобную нечисть. Многие из них боятся гор и, когда мы, будучи в гостях, говорили, что завтра отправляемся на пару недель в горы, гостеприимные хозяева удивлялись – ведь там опасно: обвалы, снежные лавины, дикие звери.

 

Работники  Киргизской Противочумной станции вспоминали, что в 1920 году на Тянь-Шане появилась чума. Был найден труп ксы-гыика, умершего от этой болезни. Предположили, что он съел заражённого сурка. Кто-то высказал предположение, что эту болезнь распространяют ксы-гыики. Была устроена облава на них и поймали 9 особей, которых некоторое время держали в клетках, а потом застрелили.  В то время по расчётам на Тянь-Шане оставалось ещё около 50 особей, но опасная работа по отлову была прекращёна.

Участвовавший в поимке двух особей альпинист подполковник Шкета рассказал, что они были пойманы где-то вблизи с границей с Синьцзяном.

 

Работник высокогорной радио-релейной станции А.Улугбеков рассказал, что в 1926 или 1928 году пограничный отряд, в котором служил его отец, остановился в селе где-то на юге Киргизии. Отец вместе с комиссаром отряда В.А.Маргайтисом были приглашены на плов в один из домов. В этом доме жила “дикая женщина” – она была вся покрыта волосами и не могла говорить, но хорошо понимала и выполняла все распоряжения своих хозяев. Ходила она совершенно прямо, на прямых ногах, только в лице ее было что-то обезьянье. При гостях её одели в женское платье.

       

                                            Киргизский хребет

В 40-х годах известный охотник из села Семёновское (теперь это город) Мэер выследил в горах и загнал с помощью собак в нишу под скалы двух "демонов гор".  Он был не местный, в «демонов» не верил и считал их обычными животными. В последний момент  каким-то непостижимым для него способом «демоны» взобрались на отвесные скалы и убежали.  В другой раз он ранил одного такого “демона”, но почему-то после выстрела потерял сознание. Очнулся он от того, что ему на лицо что-то капало, мокрое и горячее. Открыв глаза, он с удивлением увидел, что возле него сидит раненая им волосатая женщина и это капли крови из ее раны привели его в чувство.  Женщина перед этим вылизывала его, как собака, Увидев, что охотник пришёл в сознание, волосатая женщина встала и ушла (рана у нее была пустяковая – просто царапина). После этого случая Мэер поклялся себе - никогда больше не причинять «волосатым людям» никакого вреда.

 

Бригадир коневодческой бригады из села Сосновка (сейчас расположено на окраине г. Кара-Балты) А.М.Уразовский рассказывал, что в 50-е годы он неоднократно встречал следы “дикого человека” и однажды рано утром видел сразу трёх ксы-гыиков, которые бродили по склону в верховьях р. Кара-Балты, под самым перевалом.

 

Старший экономист конезавода М.Ибрагимов прислал рассказ своего деда, который в 40-х годах охотился на Сусамыре (это широкая котловина между Таласским и Киргизским хребтами, покрытая богатым травяным покровом, куда летом сгоняется большое количество скота из других районов республики, довольно удаленная от дорог и населённых пунктов).

Когда он вечером, после удачной охоты готовил себе на костре ужин, к нему подошла “дикая женщина”. Дед бросил ей кусок мяса, который она схватила руками и стала жадно рвать зубами и есть.  Его поразили тогда очень длинные ногти на руках – больше двух сантиметров. Когда она ушла, и стемнело, он побоялся спать возле костра, а положил вместо себя продолговатый сверток овчины и брезента, а сам лег в стороне, под скалой, прижав к себе заряженное ружье. Заснуть он так и не смог. Примерно в первом часу ночи он услышал тяжелые шаги приближающегося к его стоянке существа – в свете потухающего костра он увидел приближающегося огромного волосатого человека, который подошёл к костру и набросился на оставленный там сверток. Дед выстрелил в него и убил. Подойти ночью к убитому великану дед не решился и попытался уснуть. Это ему долго не удавалось, но потом сон сморил его и он крепко заснул, Когда он проснулся, то, к великому своему удивлению, тела убитого возле костра не оказалось – ночью, когда он спал, его кто-то унес. Еще один случай на Сусамыре. Рассказ Бакыта Джиргалбаева: ” В 40-х годах мой дед охотился в Иссык-Атинском районе, на Сусамыре. Охотники ушли за добычей и на стоянке оставили одного дежурного. Неожиданно к нему подошла женщина адам-киика. Дежурный так испугался, что вскочил на привязанную лошадь, запутался в веревках, упал на землю и потерял сознание.  Так, лежащим без сознания, и нашли его вернувшиеся товарищи. Кругом все было истоптано следами адам-кииков”.

 

В 1976 году учитель Средней школы города Мерке А.Печерский, он же руководитель кружка юных археологов, отправился с группой ребят в верховья реки Меркенки, чтобы через перевал Сандык перейти в долину Каракыстака. На весь маршрут отводилось семь дней на майские праздники. На второй день пути стали замечать, что вроде бы кто-то сопровождает их – по ходу движения раздавались звуки отдельно падающих камней, по ночам слышался треск веток. У Печерского было на всякий случай ружье. На третий день поздно вечером Печерский еще не спал. Вдруг он услышал какое-то движение возле входа в палатку, полог которой был застегнут, но не плотно. Потом он увидел, что в щель полога протянулась чья-то рука и стала кругообразными движениями пытаться что-то схватить. Сомнений не было, что целью этих манипуляций было ведро с вкусно пахнущей гречневой кашей. Когда Печерский включил электрический фонарик, он увидел волосатую руку, которая быстро исчезлв в щели полога, и раздался топот убегающего воришки.

На следующий вечер Печерский перед сном поправлял растяжки палатки, а молодые археологи мирно беседовали, сидя возле костра. Вдруг их беседа неожиданно прервалась, и наступила тишина. Взглянув в их сторону, Печерский увидел, что все с тревогой смотрят на что-то, находящееся позади него. Обернувшись, он увидел в нескольких метрах от себя волосатую коренастую фигуру, стоящую слегка наклонившись вперед и опирясь руками на колени полусогнутых ног. Испугавшись за ребят, учитель бросился в палатку за ружьем, которое, естественно, оказалось под спальниками и рюкзаками. Когда он выскочил из палатки, возле неё уже никого не было.

 

                     

        На рисунке А.П.Печерского показана ситуация с его “Ночным гостем”

 

Рассказ чабана Али Аким-бая из совхоза имени Беконбаева:

“В 1980 году я с напарником пас отару овец в урочище Сан. Потом мой напарник заболел и ушёл домой, а я остался один. Через несколько дней я стал замечать, что возле отары, прячась за кустами, бродит какое-то животное, на которое собаки не реагируют. Я решил выманить незнакомца из кустов и познакомиться с ним. Вечером, после ужина я взял лепёшку и отнёс её к тем кустам, где видел тень непонятного животного. Утром лепёшки на том месте не было, но были видны следы, похожие на следы широких босых человеческих ног.

Вечером я снова отнёс и положил на землю лепешку, но оставил ее поближе к своей стоянке и стал наблюдать. Уже наступили густые сумерки, когда я увидел, что из кустов вышел коренастый волосатый человек, поднял лепёшку и унёс её с собой.  Так продолжалось несколько дней.

Постепенно мой гость или иждивенец перестал меня опасаться и выходил из своего укрытия при дневном свете.  Тут я смог его хорошо разглядеть. Он был коренастый, широкоплечий, среднего роста (примерно, как у меня – 172 см). Всё тело, руки и ноги у него были покрыты густыми волосами черного цвета. На голове волосы были длиннее и свисали на лицо и плечи. Из кустов он выходил, выпрямившись, на двух ногах, подходил к лепёшке, наклонялся, брал её рукой и так же на двух ногах уходил в кусты, при этом он довольно сильно сутулился.

Так как он всегда уносил лепёшку с собой, я понял, что у него где-то неподалеку скрывается кто-то, кому он относит эту еду. Мне почему-то хотелось думать, что это его подруга с детёнышем, но преследовать его, чтобы разъяснить загадку, я не стал.   

Примерно через месяц вернулся мой напарник. Я рассказал ему о своём новом знакомом и пообещал вечером показать ему его, но мой “волосатый друг” больше так и не появился”.

 

                           Таласский и Чаткальский хребты               

 

  

                                   Панорама Таласского хребта

 

               В 1963 году на южном склоне Таласского хребта в верховьях речки Кок-Су, в 35 км от посёлка Бричмула, на слегка подсохшей илистой отмели двое молодых людей А.Хайдаров и Р.Халмухамедов обнаружили отпечатки больших босых человеческих ног. К счастью, у них был фотоаппарат, и Хайдаров сфотографировал  их. Наиболее чёткий отпечаток, по ошибке названный “Чаткальским следом”, был напечатан в газетах и журналах многих стран.                        

                   

                              

                                                 “Чаткальский след”.                                                                                                         

 Следы имели размеры: 38 х 18 см, так что рост этого человекоподобного существа был около 280 см

 

                 

                                   След из ущелья р. Бешташ.

Весной 1967 года туристы из города Талас, поднимаясь по ущелью небольшой речки Бешташ, стекающей с северного склона Чаткальского хребта (в 37 км от города), увидели на снегу цепочку следов больших босых ног.  Следы имели примерно такие же размеры, что и следы в верховьях Кок-Су, - примерно 38 см в длину. Вот этот след, по праву, должен был бы быть назван ”Чаткальским’.

Вполне возможно, что обе цепочки следов оставил один и тот же гоминоид.

 

                                                Чаткальский хребет.

                                                

Упоминавшийся выше пасечник  Нуртай Ашурметов рассказал при встрече, что в начале 1900 годов его отец и еще несколько охотников из Бричмулы отправились охотиться на горных козлов в ущелье реки Найза, в отрогах Чаткальского хребта. Прибыв на место и оборудовав стоянку, они оставили дежурного присматривать за лошадьми и готовить обед, а сами отправились на разведку.  При возвращении, приближаясь к стоянке, они услышали крики дежурного и бросились ему на помощь. Прибежав на место, они увидели, что на него нападают два волосатых адам-киика. Они угрожающе кричали и с рычанием набрасывались на бедного перепуганного парня, который отбивался от них горящими ветками, а они бросались в него камнями. Охотники застрелили одного из нападавших,  другой успел убежать. Из-за чего произошла ссора, сам дежурный так и не понял. По его словам, они просто стали прогонять его от костра.

 Убитый был коренастый, атлетического сложения мужчина, все тело которого, руки и ноги  были покрыты чёрными волосами. На голове волосы были длинные и спутанные. Все обратили внимание на его ногти. Они были такие твердые и острые, что, когда он, падая, схватился за ствол довольно толстого молодого тополя, на его коре остались следы от ногтей.

  В отрогах средней части южных склонов этого хребта расположено небольшое живописное озеро Сары-Челек. В начале прошлого века знаменитый в тех местах охотник Мадьяр из небольшого посёлка Аркит отправился на охоту. С ним поехала только его молодая жена. Уходя выслеживать и стрелять добычу, он оставлял её на стоянке, и она занималась приготовлением пищи к его возвращению. Однажды, приближаясь к стоянке, он услышал отчаянные крики своей жены, звавшей на помощь. Примчавшись на стоянку, он увидел, что его жену схватил дикий волосатый человек и, несмотря на её крики и сопротивление, тащит её куда-то. Охотник прицелился и с одного выстрела убил обидчика, Это был “адам-киик”. Поскольку он был очень похож на человека, Мадьяр по обычаю до захода солнца закопал его, предварительно отрезав у него кисть руки. Потом эта высушенная кисть несколько десятков лет хранилась у Мадьяра в специальной шкатулке, которой он очень дорожил и даже не всем родственникам показывал ее.

 Но в 1947 году в Арките побывал геолог А.Агафонов и, услышав рассказ о том, как Мадьяр спас жену от “дикого человека”, усомнился в правдивости этого рассказа, старик разгорячился и в доказательство своей правоты принёс и показал Агафонову эту кисть. Больше её никто не видел. Старик вскоре умер и тайну нахождения своей реликвии унёс собой в могилу.

 

 В 1967 году наша группа туристов совершала поход высшей категории сложности по реке Чаткал. Перед началом сплава для акклиматизации и рекогносцировки был запланирован поход по горам, чтобы попутно познакомиться с растительным и животным миром этого района.  Маршрут был выбран в верхней части ущелья и предусматривал переход через один из перевалов Афлатун с выходом к озеру СарыЧелек. Была тайная надежда узнать что-нибудь новое о “сушеной кисти”, хранившейся у охотника Мадьяра.

 Оставив свои лодки и ненужное для похода по горам снаряжение в помещении агитпункта Межколхозной животноводческой станции под присмотром приветливой киргизочки, мы переправились через спокойный и мелкий в этом месте Чаткал и двинулись по тропе в направлении перевала, высота которого около 3880 м.

Живописные скалистые горы, ровные склоны которых покрыты роскошным лиственным лесом с шеренгами стройных, как на подбор, тянь-шаньских елей в ущельях постепенно сменились степными пейзажами, а еще выше – альпийскими  лугами с сочной травой и массой цветов.

 По склонам бродят отары овец. Людей на видно. Чабан отдыхает где-нибудь в тени, а охранную работу выполняют собаки, которые в стороне от подопечных - ласковые попрошайки с виляющими хвостами и приветливыми мордами, вблизи стоянки или доверенного им скота превращаются в разъяренных чудовищ, которые собираются вместе и начинают тебя окружать и сжимать кольцо. Ощущение не из приятных. Примечательно, что местных жителей они не трогают – очевидно, знают всех их «в лицо» (по запаху).

 Сделали короткую остановку возле красивой белоснежной юрты знатного овцевода, орденоносца, участника войны Ахмеда Закирова. Разговор про “дикого человека” он не поддержал. Посоветовал набрать по дороге дров, так как выше их не будет.

 Из диких животных мы видели пасущиеся вдали табунки горных козлов, вспугивали стайки горных куропаток – кекликов, вспугнули двух горных индеек – уларов. Заночевали на высоте примерно 3000 метров.

  Ночь была на диво красивая – чёрное небо и на нём яркие-яркие звезды, казалось, протянешь руку и достанешь одну из них. Довольно долго сидели у затухающего костра, прислушиваясь к доносящимся звукам – только случайные взлаивания далёких собак и крики вылетевших на охоту сов.

  После довольно холодной ночи бодро затопали на перевал, к которому подошли примерно в 13 часов. Шли быстро, так как подгоняли несущиеся прямо над головой дождевые тучи. На перевале остановились. Дальше предстоял спуск по довольно крутой тропинке в небольшой почти замкнутый цирк, в центре которого находилось небольшое  ледниковое озерцо, примерно метров 40 диаметром. Справа прямо в его воду спускается язык ледника, представляющий собой нагромождение ледяных глыб. Слева из озерка вытекает и уходит куда-то вниз небольшой ручей, явно впадающий в Сары-Челек. Но, самое странное, что на берегу этого озерца, расположенного в двух десятках километров от жилья и в преддверии надвигающегося длительного дождя сидит и тупо глядит в воду, в которой не могло быть какой живности, человек. Кто он такой, что он там делает и не может ли он показать нам дальнейший путь? Наших криков он, очевидно, не слышит, так как  до него метров 150 и шумит бурный ручей.

 Все без сил. Наконец, гонцом вызывается сбежать вниз самый молодой и спортивный юноша Анатолий К. Он бежит по извивающейся по склону тропинке, что-то кричит и машет руками. Наконец, незнакомец, его услышал. Он обернулся. Встал, махнул рукой в сторону ледопада и скрылся среди нагромождения ледяных глыб. Совершенно обескураженные, спускаемся к озеру и расспрашиваем Анатолия. Он говорит, что когда  до незнакомца оставалось около ста метров, тот его услышал, встал и, не издав ни одного звука, удалился. Что он может сказать о его внешности, одежде?

Толя сказал, что из-за небольшого тумана и мелкой измороси он не мог чётко разглядеть странного человека. Вроде бы на голове у него была мохнатая шапка, или это были его лохматые волосы, он не понял. Вроде бы на нем был полушубок мехом наружу, что тоже странно, так как обычно одежду шьют мехом внутрь.

  И поведение сверхстранное. Обычно редкие встречи в горах бывают очень радостные, завязывается оживлённая беседа, той и другой стороне хочется узнать последние новости, происходит приглашение к чаепитию или, в крайнем случае, высказывается просьба поделиться лекарствами. А тут все наоборот. “Человек” хотя и не проявил агрессии, но явно не стремился к общению даже с одним человеком. Вполне возможно, что это и был представитель местных “диких людей”. Махнув рукой в сторону ледопада, этот “человек” показал нам правильное направление – там проходит тропа в Аркит. Но это уже напоминает рассказы о ”черном альпинисте” – диком человеке, живущем в горах и иногда приходящем на помощь заблудившимся альпинистам. Так же поступает иногда и наш среднерусский  “леший”. Сфотографировать было нельзя из-за большого расстояния.

В Арките, где расположена администрация заповедника, нам сказали, что в районе перевала в этот день никого из людей не должно было быть. Заночевали мы в доме одного из егерей, который оказался внучатым племянником Мадьяра. На наши расспросы о “руке” он сказал, что видел ее в детстве, а после смерти старика шкатулку с ней так и не смогли обнаружить. Жена считала, что Мадьяр ее сжёг или закопал где-нибудь.

Во время сплава мы познакомились с молодым узбеком, охранявшим колхозный сад молодых персиков и огромных ореховых деревьев. При упоминании о “диком человеке” он сказал, что его дед весной видел такого на своей пасеке. Дед 80-летний Нуртай Ашурметов живет в поселке Бричмулла – конечной точке нашего маршрута.

Отправив телеграммы о благополучном завершении маршрута, я отправился на поиски Нуртая, которого в этом поселке все знают. Это оказался крепкий старик, ростом 180 см, хорошо говорящий по-русски. За не особенно богатым, но гостеприимным столом с кумысом и бесконечным количеством выпитых чашек зелёного чая зашёл разговор и о весенней встрече.

В 1980 году в начале мая  черноволосый великан посетил его пасеку. Он пришёл на пасеку ночью и несколько часов бродил по ней, осматривал ульи, но не повредил ни одного из них. Запершийся в избушке пасечник натерпелся страха, когда ночной гость подходил к хиленькой двери его хибарки и начинал дергать её за ручку (хорошо, что дверь открывалась внутрь домика). Ночной гость был ростом с Нуртая, и, заглядывая в щели, они встречались с ним глазами. Это был коренастый хорошо сложенный мужчина, покрытый чёрными блестящими волосами. Утром жена пасечника почувствовала беспокойство о своем супруге и отправила на пасеку старшего сына. Вместе с отцом они осмотрели всю территорию пасеки, убедились, что все в порядке, а по следам поняли, что ночной гость пришел со стороны дороги. При этом он перешагнул веревку с навешанными на ней пустыми консервными банками, чтобы отпугивать скот, который прогоняют по проходящей рядом дороге, а после осмотра пасеки он ушел через дорогу, спустился к речке, перешёл её и поднялся вверх по склону.

 

В начале 1980-х годов группа туристоа под руководством В.Чередовой в районе Матчинского узла обнаружила следы какого-то крупного животного, Встреченный чабан пояснил им, что эти следы оставляет “нехороший зверь” и называть его имя нельзя. Так обычно говорят местные жители, когда их расспрашивают о “диком человеке”

 

В середине 80-х годов крупного темноволосого гоминоида неоднократно видели егеря на южных отрогах Таласского хребта, в верховьях Сандалаша.

В том же году житель Ташкента В.Толокнов, совершая рекогносцировочный поход в верховьях Сандалаша, спускался с перевала и увидел на небольшом выступе скалы сутулую волосатую фигуру, которая что-то собирала на небольшом травянистом участке склона. Он хорошо разглядел в бинокль, что это был волосатый человек, а не медведь. Но расстояние не позволило ему сфотографировать, да и солнце уже скрылось за гребнями гор. Следы этого существа местные егеря неоднократно встречали в верхней части ущелья Сандалаша и на склонах прилежащих гор.

 

 

Упоминавшийся выше старик Нуртай рассказывал, что в 20-х годах ХХ века его отец был на охоте в ущелье реки Найза, левого притока Чаткала. Прибыв на место, они оставили одного человека готовить обед, а сами ушли на склоны. Уже под вечер они с добычей возвращались к своей стоянке. Приближаясь к ней, они услышали отчаянные крики дежурного, звавшего на помощь. Бросив добычу, они помчались к нему на помощь. Выскочив за последний поворот, они увидели, что их дежурный горящей веткой отбивается от нападающих на него двух волосатых дикарей. Застрелив одного из нападавших, они вынудили второго убежать.

Убитый лежал на земле, держа в руке толстую палку, которую они воткнули в землю, чтобы подвесить котёл для еды. На земле лежал крупный коренастый мужчина, без одежды. Всё тело его было покрыто гладкими чёрными волосами, На голове спутанная копна волос закрывала лицо. Лицо его было человеческое, но какое-то очень страшное. Охотники обратили внимание, что на плотной коре кленовой палки остались глубоко врезавшиеся в неё следы о плоских ногтей. Хоть и волосатый, но это был человек и по мусульманскому обычаю его спешно закопали тут же на берегу (у мусульман умершего полагается похоронить до захода солнца.

 

     

                                        Река Чаткал в районе Найзы.

 

Рассказ старого таджика: “Это было давно. На моей свадьбе вдруг пропала невеста. Она вышла из дома и исчезла. Её не было восемь дней, потом она вернулась и рассказала, что с ней произошло. В тот день она вышла подышать свежим воздухом, и тут ее кто-то схватил и унёс с такой быстротой, что она и крикнуть не успела. Мощные волосатые руки крепко прижимали её к горячей волосатой груди. Похититель бежал с ней то вверх по склону, и тогда она слышала его хриплое дыхание, то вниз. При этом он вместе со своей ношей легко прыгал с камня на камень. Потом она ничего не помнит.

Когда она очнулась, то оказалось, что она находится в обществе каких-то волосатых великанов. Девушка от страха даже не запомнила, сколько их было. Очевидно, это была одна семья. Сначала они с явным интересом рассматривали её, и, наверное, остались довольны. Потом они угощали ее разными фруктами. А когда она немного успокоилась, то самый большой седоватый великан подвёл к ней одного из своих сыновей. Он стал рядом с ней, и она поняла, что её хотят выдать замуж за этого волосатого парня. Поняв, что происходит, она начала плакать и плакала все дни, пока ее изрёванную и исхудавшую не доставили обратно”.

 

 

                                           Центральный Тянь-Шань

 

   О существовании “дикого человека” в верховьях Нарына и его притоков хорошо знают жители всех селений и не придают большого значения рассказам о встречах с ними. Настолько, что дети уходят за несколько километров в горные леса за дровами и ягодами.

 

  Примером может служить рассказ  жительниц Таласса  Н.Куликовой и А.Куценко о случае, происшедшем с их бабушкой. В 1946-47  годы она жили в поселке Нарын (теперь это областной центр). Как-то раз её с братом послали за дровами в лес, расположенный на склоне горы, километрах в двух от поселка. Собирая хворост, он оба услышали странный звку, доносившийся из-за кустов, росших вдоль берега ручья. Это был не то вздох, не то тихий стон.

  Ребята заинтересовали непонятные звуки, и они полезли в кусты. Раздвинув ветки, они увидели на другом берегу небольшую пещерку или грот и лежащую там волосатую женщину с огромным вздутым животом. Они поняли, что она рожает. Волосатая женщина напряглась, снова раздался тихий стон, и вскоре роды благополучно завершились. Огромный волосатый человек, очевидно, отец ребенка, находился рядом. Он зубами перекусил пуповину, взял ребенка на руки – это была девочка, и понес ее к ручью, обмыл малышку и отнёс обратно к матери, которая тут же приложила её к груди и стала кормить. Отец тем временем снова сходил к ручью, принёс в своих огромных ладонях воды и обмыл женщине между ног. Бабушка особенно запомнила, какие у него были огромные ладони – как две у неё.

    Дети посидели еще некоторое время в кустах, наблюдая за жизнью этой семьи, и побежали домой, где их рассказ был воспринят, как обычное дело, не стоящее особенного внимания.

        

   Алатаев Нурламбет из колхоза имени Куйбышева Нарынской области рассказал, что во время возвращения с лесозаготовок зимой у них пала лошадь. Они отстегнули и оставили на дороге, Проехав несколько километров, остановились на ночлег, оставилви одного дежурного. Дежурный сидел у костра и вдруг увидел голого волосатого человека, который за голову тащил их павшую лошадь. Он протащил волоком тушу павшего коня не меньше семи километров.

   Вообще в наших местах очень много тогда говорили о “волосатых великанах”, которые живут в горах, слышали их крики, вой, шум, даже их разговоры между собой.

 

  У.Р. Галимов прислал рассказ 12 летнего парня из Тогуз-Торусского района Нарынской области.

 

В 1963-65 году охотник из его села во время охоты случайно застрелил  “дикого человека” двухметрового роста. Испугавшись, он побежал в аил и рассказал об этом своим землякам, Над ним начали смеяться. Тогда он снова пошёл туда, спустился к трупу, отрезал голову и кисть руки, а труп закопал. Все  жители села ходили смотреть то, что он принёс. Рассказчик тоже ходил смотреть, но голову смотреть он побоялся, так как она, по словам соседей, была очень страшная. Рука была, как человеческая, только большая и с тыльной стороны покрытая густой шерстью, с длинными ногтями.   

 

Предыдущее - Следующее