Глава 6. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭТОЛОГИЯ 

      РЕЛИКТОВЫХ ГОМИНОИДОВ И НЕКОТОРЫХ

                         ЖИВОТНЫХ

                                                     Часть 1.

          Этология - это биология поведения животных, то есть наука, изучающая поведение живых существ. Она ведёт свое начало от 1872 года, когда появилась работа Ч.Дарвина “Выражение эмоций у человека и животных”, в которой были высказаны две основные идеи: 1)человеческое поведение – предмет биологии и 2) подобно тому, как существуют общие черты в физиологии, роднящие различные виды, могут существовать и общие черты в поведении. Область исследований, развившихся на основе этой работы, охватывает вопросы изучения поведенческих аспектов действия естественного отбора.

 

          Реликтовые гоминоиды занимают особое место в животном мире. Они как бы и животные, и, в то же время, они, вроде бы, и люди, правда, дикие. Это очень скрытные существа, о которых в районах их обитания знают практически все, но своими глазами видели только немногие.  Большинство данных указывает на то,  что в большинстве случаев очевидцы видели примата, причём более похожего на человека, чем на любую из высших человекообразных обезьян. На это указывает и способ его передвижения на двух ногах (бипедия), при выпрямленном положении тела, и близкие к человеческим пропорции тела, и длина конечностей, и строение рук и ног, и следы зубов на овощах и фруктах. Но при большом морфологическом сходстве с  человеком,  реликтовый гоминоид является полноправным членом мира диких животных. Отдельными особенностями своей морфологии и поведения  реликтовые гоминоиды, в большей или меньшей степени (в разных регионах по-разному), близки к таким высшим антропоидам, как горилла и шимпанзе. В то же время, во многих случаях он своим поведением напоминает бурого медведя, особенно на большом расстоянии и когда он, наклонившись или стоя на четвереньках, копается в земле или собирает ягоды.  Причём сходство оказывается настолько большим, что их нередко путают - видя только покрытую тёмно-коричневыми  или серовато-бурыми волосами спину животного. Даже специалист подчас не определит кто перед ним,  медведь или "волосатый человек". Так же  не всегда издалека можно заметить  разницу  между  ”волосатым человеком" и медведем, смотрящим в вашу сторону и стоящим на задних лапах,  если они скрыты в траве.  Конечно,  специалист  или бывалый охотник сразу увидит, что у медведя узкие и слишком покатые плечи и что передние конечности у него слишком короткие для  человека.

 

       

                                                                     

          

            Тут необходимо еще заметить,  что экология реликтового  гоминоида  в горных  и лесных районах практически совпадает с экологией бурого медведя. Рассказы очевидцев и опыт работы в экспедициях показывают, что в тех местах, где встречается бурый медведь, можно рассчитывать на встречу с  реликтовым гоминоидом. Такая встреча, конечно, гораздо менее вероятна,  чем с  медведем,  так  как  численность медведей везде значительно выше,  чем  численность реликтовых гоминоидов.

            В этой главе нас будет интересовать, кем же все-таки является загадочный реликтовый гоминоид -  обычным животным, или хотя и примитивным, но все-таки человеком.

            Над решением вопроса, в чем отличие человека от животных, ломали головы  известные теологи,  зоологи, философы и политики. Ни в одной конституции, каждая из которых имеет специальные статьи о правах  человека, нет определения  того,  кто же  является человеком. Считается, что это само собой разумеется, но  очевидность этого “само собой разумеется”  оказывается можно подвергнуть сомнению. Так Джонатан Свифт в своих "Путешествия Гулливера" рассказывает о “Путешествии в страну  Гуингмов”.

            В этой стране он описывает цивилизацию гуингмов. Там все, как у людей, за исключением того, что дикарями, стоящими на самой низшей ступени культуры, являются волосатые человекоподобные существа “йеху”, а основателями и носителями культуры являются гуингмы, которые ловят йеху и  превращают их в рабов. Но гуингмы – не люди, а лошади. В этом фантастическом повествовании автор  показывает, что одних внешних человеческих признаков недостаточно для того, чтобы называться человеком. Йеху Д.Свифта – это животные.

           Достаточно подробно этот вопрос рассматривает французский писатель Веркор в книге “Люди или животные?”.

 

           Лауреат Нобелевской премии, один из основателей этологии Конрад Лоренц придерживается платоновских взглядов на природу человека. Он просуммировал особенности поведения человека:

1) разум и способность к прозрению;

2) этика, как сознательная ответственность;

3) культура;

4) речь;

5) самосознание;

6) мета-любознательность, то есть “активное диалектическое  сози-

дание и анализ окружающего”.

           Этот перечень – просто перевод платоновской метафизики                                             на язык современной науки. В середине прошлого века началась революция в науке, стали меняться ее основополагающие постулаты, рождаются новые   идеи.

           И вот появляется странное существо - реальный волосатый  гоминоид. В предыдущих главах мы познакомились с этим существом. Строение тела, выпрямленная походка,  строение  конечностей, механика движения, форма черепа, черты лица, особенности спектра микроэлементов, результаты исследования ДНК – всё у него указывает на большую близость его к человеку, чем к любым  другим приматам. Но кто же это – высокоразвитый антропоид или представитель особой человеческой расы, стоящей на низшей ступени человеческой культуры? Ясно, что решение данной проблемы в рамках только антропологии и зоологии невозможно. Принципиально важнейшую  роль в решении этой задачи играют особенности поведения РГ и его интеллектуальные способности.           

            Поведение животных изучают специальные науки -  этология и зоопсихология. Рассматривая поведение различных животных, мы всегда невольно сравниваем  их с людьми, очеловечиваем. Любимая домашняя кошка или собака часто воспринимается хозяевами “совсем, как человек”: она “всё   понимает”, она вас любит и скучает без вас; сидя на подоконнике, она ждет вашего прихода с работы, она ласкается и играет с вами; принеся свой  поводок, она зовёт вас на прогулку и т.д., и т.п.

           А что же говорить о попугаях, которые способны запоминать сотни слов, строить из них фразы и произносить их вполне  адекватно конкретной ситуации.

           Рассмотрим  подробнее  некоторые особенности поведения (этологии) бурого медведя, высших приматов, реликтовых гоминоидов и некоторых других живых существ.

Различают следующие виды поведения животных:

- способ передвижения;

- защита своей территории;

- способы добывания пищи, включая сюда и охоту;

- строительство логова или жилища;

- способы избегания хищников или борьбы с ними;

- биологические ритмы (суточные, сезонные); 

- сон  и  поддержание  чистоты тела и логова;

- исследовательская активность;

- общественное поведение в среде себе подобных;

- половое поведение;

- игры взрослых особей и детёнышей, игры взрослых с

   детёнышами; 

- отношение к другим животным; 

- отношение к человеку; 

- поведение  в человеческом обществе и т.д.

Анализ поведения животных, по Н.Тинбергу, включает:

- описание поведения  животного  в конкретной обстановке;

- выявление причин того или иного действия; эволюция поведения в зависимости от изменения внешних условий и возраста  особи;

- назначение того или иного поведения (звуковые сигналы, размахивание конечностями, оскаливание и т.д.);

- изучение  способов  коммуникации;

- использование в естественной среде тех или иных предметов  для выполнения определенных функций, и изготовление этих “орудий”.

- исследование способностей к абстрактному мышлению и т.д.

          

            Рассмотрение всех  этих  аспектов  поведения нужно нам для того, чтобы попытаться ответить на вопрос - кто же всё-таки такой "дикий волосатый человек", есть ли в его поведении в естественных условиях что-нибудь действительно человеческое или он в полном смысле животное,  только внешне похожее на человека.

                                 Бурый медведь

     

 

                                   Бурый медведь.

 

                           Способ передвижения.

          Бурый медведь передвигается на четырех конечностях.  В некоторых случаях он встает на задние лапы - для осмотра местности, в случае опасности или для угрозы противнику. В таком положении он способен пройти несколько десятков метров. Известны случаи, когда медведь убегал на задних лапах, держа в передних убитого барана или, например, флягу с медом. Молодые медведи хорошо лазают по деревьям, где они спасаются от опасности (причем они отсиживаются там многие часы) или разыскивают дупла пчел с мёдом. Все бурые медведи отлично плавают.

 

                Способы добывания пищи.

           Медведь – всеядное животное. Большую часть его рациона составляет растительная пища Для питания он использует многие растения, но только в определенный период их вегетации. Так, большинство злаков он поедает лишь на ранних стадиях развития, а зонтичные в период бутонизации. Таким образом, в первом случае он пасется на низкорослой растительности, а во втором – на высокорослой. В лесостепной зоне медведь любит лакомиться овсом, когда он достигает молочно-восковой спелости. Здесь его и подстерегают охотники.

           Но, кроме этого, значительную долю его рациона  составляют личинки насекомых, улитки и слизняки, а также различные животные, на которых он охотится. Всем хорошо известно, что медведь очень любит пчелиный мед, из-за чего у него бывают конфликты с пасечниками. Не пренебрегает он и птичьими гнездами, в которых с удовольствием поедает яйца и птенцов.

           В основе формирования пищедобывательных действий лежат врождённые ориентировочные и подражательные реакции. Наблюдая за поведением матери, медвежата учатся находить съедобные растения, выкапывать корешки, переворачивать камни и коряги в поисках улиток, раскапывать муравейники и сдирать кору с упавших деревьев в поисках личинок насекомых и т.д. Медвежата, выросшие в неволе или даже на свободе, взятые на воспитание человеком, ничего этого не умеют.

           В экспериментах по воспитанию людьми медвежат, оставшихся без  матери (В.Пажетнов в России, Р.Ф.Лесли в США и др.) роль медведицы приходилось выполнять воспитателю. Он должен обучить медвежат всем навыкам, необходимым для выживания на воле, включая и навыкам добывания пищи: доставать личинок из-под коры старых деревьев, раскапывать муравейники, переворачивать камни и коряги, под которыми могут быть слизняки и личинки.

 

                     Объекты и приёмы охоты.

             Объектом его охоты могут быть грызуны, от мышей-полёвок до сурков и барсуков, различные копытные, от домашней овцы до кабана и лося, а при случае и коровы.  Способы охоты у медведей в разных регионах бывают различные. В тех местах,  где имеются естественные солонцы или редкие водопои, он устраивает засады. В других районах он подстерегает добычу на путях перекочёвок.

              Другим способом  является скрадывание и длительное, изнуряющее преследование жертвы. Иногда он старается загнать жертву в болото, бурелом или реку. Весной медведь иногда загоняет преследуемое животное на речной или озёрный лёд.  При этом он часто комбинирует разные приёмы,  сообразуясь с временем года, характером местности (рельефом местности, растительностью,  направлением ветра и скоростью движения жертвы.

             Во время охоты на крупное животное (взрослый лось или  матёрый кабан) в поведении медведя наблюдаются две противоположные реакции: пищевая, побуждающая его двигаться к жертве, и оборонительная, побуждающая его избегать опасного противника. Во многих случаях медведь, особенно молодой, преследовавший крупного лося или кабана, увидев его вблизи, бросается наутёк, даже не сделав попытки напасть на него. В азарте охоты взрослый медведь и даже медведица становится опасными для медвежат, и они в страхе разбегаются, прячась в кустах или взбираясь на деревья.

           Домашние животные в рационе бурого медведя занимают довольно скромное место и только в тех районах, где он испытывает недостаток в диких животных. Кроме того,  на пастбищах домашнего скота всегда присутствуют пастухи и собаки, да и сами животные несут на себе запах  человека, вызывающий у медведя реакцию избегания этого места. Перед тем, как напасть на овцу или корову, медведь должен настолько возбудиться, чтобы пищевое возбуждение затормозило действие ставшей врождённой реакции избегания человека.

           Добытых животных  медведь всегда оттаскивает в укрытие или забрасывает ветками. Особенно это относится к домашним животным. В этом проявляется реакция "страха человека", которая во время охоты поддерживалась общим возбуждением. Факт забрасывания ветками или закапывания добычи преследует цель её большей сохранности. В густом лесу медведь свою добычу оставляет открытой. Свежее мясо медведь поедает сразу же после завершения охоты, но вообще-то он предпочитает мясо с тухлинкой. Не брезгует медведь и падалью.

          Убивает свою жертву медведь следующим образом: хватает за спину и голову. Затем, загибая голову жертвы к спине он ломает ей шею, после чего перегрызает горло.

          В молодом возрасте медвежата активно  разыскивают гнёзда птиц, для чего они залезают на деревья. Добравшись до гнезда, они с, большим удовольствием, поедают и яйца, и птенцов. Широко известна любовь медведей любого возраста к пчелиному и осиному мёду. Они довольно частые гости на пасеках, где не только ломают ульи и поедают мёд, но иногда уносят ульи с собой. Охотясь на сусликов и сурков, медведь раскапывает их норы. Мелких грызунов он поедает, как правило, вместе со шкуркой и потрохами. Правда, в 80-е годы в Калининградском зоопарке был один медведь, который, получив тушку кролика, перед тем, как съесть её, старательно выковыривал из неё внутренности. В горах, чтобы добраться до сурков, он нередко разбирает завалы из камней и обломков скал, причём некоторые из них могут быть весом более 100 кг.

           Голодный медведь может воспользоваться запасами человека, забираясь  в охотничьи и рыбацкие избушки и даже в уединённо стоящие деревенские дома.  При этом он устраивает настоящий погром, оставляя после себя разорванные мешки, разломанные ящики и т.п. Медведь самостоятельно учится прокусывать острым клыком консервные банки и  выдавливать из них содержимое. Как он догадывается, что внутри есть что-то съедобное, ведь банка пахнет металлом, бумагой, клеем, машинным маслом, но только не тем, что находится внутри?

 

                                    Устройство логова.

         Бурый медведь, живущий в определенном районе, постоянных логовищ не имеет. В летнее время для ночного и дневного отдыха он пользуется временными лёжками, которые оборудует в сухих и укрытых местах (в кустах, под упавшим деревом, в нише или пещере). Медведь приносит туда сухую траву, ветки и мох, которые собирает иногда за несколько десятков метров от берлоги. В южных районах для спасения от дневной жары он часто отдыхает возле воды, иногда делая себе неглубокую овальную ванну на влажной глине или песке.

           Особо надо остановиться на оборудовании логова для зимней спячки - берлоги. К зимней спячке бурый медведь готовится  заблаговременно, долго и основательно. Он осенью отъедается, накапливает запасы подкожного жира (при этом его летний вес  увеличивется на 10 %).

          Место для берлоги он подыскивает заранее. Обычно в горах это бывает сухая пещера или грот, иногда подветренная сторона большого камня или крутого склона; в лесу - густой кустарник, вывал упавшего большого дерева. В это место он приносит подстилку из травы, мха и веток, а также  большие ветки, которыми укрывает берлогу, оставляя только входное отверстие.

          Залегает в спячку медведь после того, как выпадет первоый снег и спит до появления первых проталин. Иногда медведь пользуется берлогой и лежками в течение нескольких лет, если его там никто не тревожил, но обычно он строит каждый год новую берлогу. Старыми медвежьими лёжками и берлогами охотно пользуются кабаны.

 

           Оборонительное поведение.

            Оборонительное поведение у любого животного включает активную и пассивно-оборонительную реакции. Эти реакции тормозят другие, включая пищевую, материнскую и половую. В отношении человека на протяжении десятков тысяч лет обитания в близком соседстве с ним у медведя выработалась ярко-выраженная пассивно-оборонительная реакция - реакция  избегания, ставшая врождённой. Лишь изредка у крупных матёрых особей в отношении человека наблюдается активно-оборонительная реакция, такой зверь может напасть без предупреждения. То же самое наблюдается у медведей, раненных человеком.           Агрессивное поведение часто наблюдается у медведицы, защищающей своё потомство. Бросаясь на помощь испуганному малышу, который часто из любопытства приблизился к человеку и испуганно пискнул, мать немедленно бросается на обидчика, не разбирая, кто прав и кто виноват. Человек в этом случае подвергается смертельной опасности. Но это исключительный случай.

           В большинстве случаев даже в момент нападения активно оборонительное поведение медведя может по мере приближения к человеку перейти в пассивно-оборонительное, так как с приближением к человеку у медведя возрастает стремление к его избеганию. При этом нападающий зверь в нескольких метрах останавливается, разворачивается и убегает. Это так называемые "пугающие броски". То же самое означает, когда медведь встаёт на задние лапы - в большинстве случаев, это тоже "пугающий бросок",  так как действительно нападающий медведь бросается на противника из положения на четырёх лапах и только в последний момент поднимается на дыбы, чтобы обхватить его передними лапами. Этим и пользовались в прошлом русские охотники с рогатиной.

           Оборонительное поведение медведя  определяется внешними условиями. В тех местах, где  медведь часто встречается с человеком, но имеет достаточно  богатую кормовую базу (заповедники и заказники, районы, где запрещена охота на медведей),  он адаптируется к присутствию  человека, теряет страх перед ним, машинами и механизмами. Журнал "Охота и охотничье хозяйство" не раз рассказывал о том, как дикий медведь забирался в кабину трактора или автомобиля. Иногда трактор оказывался с работающим двигателем, медведь случайно приводил его в движение, и какое-то время, ревя от страха, ехал на нем

 

                       Социальное поведение.

          Бурый медведь ведёт одиночный образ жизни и на первый взгляд совершенно асоциален. На самом деле это не так – популяция  бурого медведя представляет собой довольно сложное социально организованное сообщество индивидуумов, между которыми осуществляется непрерывный обмен необходимой информацией.

           Семейная группа медведей образует общественную ячейку, в которой все члены объединены определёнными семейными отношениями и со стороны медведицы поддерживаются материнским инстинктом, а со стороны медвежат реакцией следования.

            У бурого медведя слабое зрение и важнейшее значение в его жизни играют запахи и запаховые сигналы - это своеобразный "язык", на котором общаются многие животные. например, собаки, муравьи и др.

 Прямые контакты между взрослыми медведями ограниченны.

 

                       Осёдлость или миграции.

             Вопрос о наличии у бурого медведя индивидуальных участков обитания, достаточно спорный,  так как границы участков у них в разное время года различны и иногда могут даже перекрываться без каких-либо конфликтов со стороны соседей. Но точно установлено, что в весеннее и летнее время медведи ведут осёдлый образ жизни. На смежных территориях обычно обитают  доминантный самец, претендующий на спаривание с самкой, область влияния которого распространяется на территорию около тысячи гектаров (размеры даны для средней полосы России). Другой самец, обычно подчинённый, занимает такую же территорию рядом. Медведи-одиночки, не  принимающие участия в гоне, проживают на территории 250-300 га, изредка больше.

            Самка с детёнышами, готовящаяся к спариванию, постепенно перемещается в зону самца-доминанта. Самка же с сеголетками медленно кочует из  одной зоны в другую и самцов не интересует. Таким образом, территория,  занимаемая группой медведей, объединяемой самцом-доминантом, имеет площадь 5 - 7 тысяч гектаров. Это справедливо для лесных районов средней полосы. В горных районах бурый медведь встречается в зонах горных лесов и альпийских лугов вплоть до нижней границы снегов. Здесь группа медведей занимает несколько смежных ущелий,  отдельные особи совершают переходы из одного ущелья в другое и все они совершают сезонные миграции по вертикали в соответствии с изменением характера кормовой базы. Осенью горные медведи собираются в ореховых лесах. На Камчатке и Аляске осенью медведи выходят к рекам, по которым идёт на нерест рыба. В поле зрения наблюдателей иногда оказывалось до десятка медведей, с увлечением занимающихся рыбной ловлей.

 

                       Семейные отношения.

            Самец после спаривания покидает медведицу и никакого интереса к потомству не проявляет, скорее даже представляет для него опасность. Семья , состоящая из медведицы и медвежат, распадается, как правило, на второй год своего существования, когда медвежатам исполняется полтора года. Разрыв семейных связей происходит мирно. Медвежата предыдущего помета - лончаки некоторое время живут на одном месте, избегая взрослых медведей.  В отличие от лончаков, медвежата, которые осиротели по какой-то причине в  более  молодом возрасте, наоборот, ищут защиты у взрослой медведицы, не имеющей в этот момент своих медвежат, которая, как правило, берёт их на воспитание.

           Методы воспитания автору с внучкой довелось наблюдать в петербургском зоопарке. В просторном вольере с большим бассейном живут огромная белая медведица и маленький медвежонок. Они располагаются на небольшом островке, возвышающемся на 50-60 см над водой. Медвежонок прыгает в воду, но, поплавав, он не может взобраться обратно на островок. Мать пару раз подтолкнула его носом, а потом предоставила ему возможность самому осваивать эту науку. Потом она перепрыгнула на берег и разлеглась там, наблюдая за малышом. Тот плавает и ныряет в воде. Забирается на островок и плюхается с него в воду. Затем ему это надоедает и он вспоминает, что в воде плавает большой мяч (из пластика, размером с баскетбольный). Но мяч находится в узком проходе, закрытом металлической решеткой. Вытащить его оттуда малышу никак не удается. Тогда мамаша прыгает в воду, подплывает к мячу, прикусывает его зубами и относит на островок. Медвежонок забирается на него и некоторое время играет с мячом. Потом он сбрасывает его в воду, и сам плюхается вслед за ним. В воде он играет с мячом точно так, как играют наши дети: обхватывает его лапами, притапливает, чтобы он выскакивал из воды, или плавает на спине, держа мяч лапами, толкает его и гоняется за ним.

 

          Взаимоотношения медведя с другими животными. определяется тем, что медведь является крупнейшим наземным хищником средней полосы, и у него нет опасных врагов - все встречные животные уступают ему дорогу. Исключением, правда, иногда являются крупные матёрые кабаны и лоси. Если медведь молодой, то, увидев такого противника, вблизи, он быстро ретируется. Если же уверенный в своих силах медведь вступает в таком случае в схватку, то результат не всегда оказывается в его  пользу. На Дальнем Востоке бывали случаи встречи матерого медведя с взрослым тигром. Исход схватки при этом заранее предугадать было нельзя – побеждал тот, кто был крупнее.

 

            Отношение бурого медведя к человеку определяется врождённой, как и у большинства диких животных, ярко выраженной реакцией избегания. - стремлением поскорее уйти подальше от опасного соседства. В заповедниках и заказниках, где длительное время охота на медведей запрещена, у последних эта реакция притупляется. Они подпускают человека на близкое расстояние, а подчас и сами подходят к человеческому жилью. Так, в 70-е годы в Кроноцком заповеднике (Камчатка) автор наблюдал, как молодой медведь с наступлением  сумерек приходил на кухню туристической базы, расположенной  неподалёку от  посёлка  Жупаново, не обращая внимания на пришедших  посмотреть на него людей, и чуть ли не из рук брал лакомство. Подобным же образом ведут себя медведи-гризли в Йеллустонском парке (США). Но столь панибратское отношение к такому крупному хищнику, как медведь, чревато большой опасностью, поскольку, потеряв страх перед человеком, он может на что-то рассердиться  и причинить серьёзные увечья.

            Сытый и здоровый медведь в естественных условиях, как правило, уходит от человека, но раздражённый, голодный или раненый чрезвычайно опасен. Раненый охотником медведь, если он не потерял подвижность, тщательно выслеживает человека, причинившего ему боль, обходит его, устраивает засаду и нападает. Во многих случаях такое неожиданное нападение оканчивается гибелью человека.

           Очень опасны медведи-шатуны, то есть медведи, которые по той или иной причине не залегли на зиму в берлогу. Оказавшись зимой в условиях бескормицы, они постоянно испытывают чувство голода, который заглушает у них все реакции, кроме пищевой, они раздражены и готовы напасть на любое живое существо. Очень опасна медведица с маленькими медвежатами. У малышей любопытство заглушает страх перед  незнакомыми запахами, в том числе перед запахом человека, и такой симпатичный малыш может выскочить вам под ноги. Но какое-то ваше движение может его испугать, и на его визг немедленно явится разъярённая мамаша,  которая в таком случае не станет разбираться, кто прав, а кто виноват.

 

                    Рассудочное поведение.

           Медведь десятки тысяч лет жил по соседству с человеком. Он часто встречающийся персонаж народных сказок и религиозных культов. Медведей испокон веку приручали, их обучали различным трюкам, и они развлекали народ на ярмарках и в цирках. Молодой медведь очень хорошо поддаётся дрессировке, при этом он демонстрирует блестящие физические возможности и большую сообразительность. С давних времён медведи  танцевали на ярмарках. В цирках они не только танцуют, но и жонглируют, катаются на двухколёсных велосипедах и мотоциклах, играют с мячом и в хоккей, играют в оркестрах.

           Несколько лет назад был описан такой случай: В одном цирковом медвежьем оркестре дирижёром был бурый медведь, но во время представления он  почему-то заупрямился и отказался встать на своё место. Тогда без всякого вмешательства дрессировщика к нему подошёл один из “музыкантов" –  большой белый медведь, и влепил "дирижёру" мощную оплеуху. Дирижёр “всё понял” и быстро занял своё место.

           Многие примеры поведения медведя в природных условиях так же показывают, что многие действия этого животного разумны. Согласно учению русского этолога Л.В.Крушинского, под разумной, рассудочной деятельностью понимается способность животного строить программу своего поведения в изменившейся, нестандартной ситуации, без предварительного опыта или обучения. Это предполагает не только образное восприятие окружающего мира, но и понимание каких-то закономерностей, cвязывающих элементы и явления окружающей среды. Таким образом, судить об элементах рассудочной деятельности по поведению животного в природных условиях затруднительно, так как она складывается из сложных комбинаций инстинктов и реакций, включающих  воспоминания о предыдущем опыте и наблюдения за поведением родителей и других животных, о чём исследователю ничего не известно. Но вот еще несколько примеров:

           Американец Р.Ф.Лесли описал историю осиротевшей тройки маленьких медвежат, которые сначала нашли покровительство у старой медведицы. Она некоторое время опекала их, но, из-за старости и естественных в её возрасте  болезней, она поняла, что справляться с тремя беспокойными  малышами ей уже не под силу. И она привела их к человеку, которого хорошо знала, так как он несколько лет подолгу жил в этих местах - к Лесли.

           Вот как он описывает этот момент: «...Покрытая шрамами старая медведица робко и медленно, чуть ли не на брюхе, подползла ко мне и остановилась у моего крыльца. Она села на траву, устремив на меня такой отчаянный взгляд, какого я никогда не видел у диких животных. Нас разделяло не больше шести футов. Мотая головой и, явно пытаясь что-то сказать мне, она издавала мягкие гортанные звуки, которые, казалось, рождались у неё глубоко в горле. Нельзя было не понять, что она пытается передать мне через непреодолимый барьер, разделяющий человека и зверя, какое-то важное сообщение. Мне было совершенно ясно, что просьба очень важная, не имеющая ничего общего с обычным выпрашиванием объедков. Во время этой необыкновенной сцены  медведица то и дело переводила взгляд с меня на укрывшихся в кроне большого дерева трёх медвежат.  Наконец, послав мне долгий испытующий взгляд, она опустила нижнюю губу, обнажила свои беззубые десны, издала несколько жалобных стонов, поднялась и неуклюже зашагала к старой звериной тропе, которая вела в лес позади дома. Судя по всему, она покидала медвежат - сирот...”, мать которых несколько дней назад убили охотники.

           Воспитывая этих подкидышей в течение двух лет, Лесли наблюдал многие моменты  их жизни и поведении, которые иначе, чем  разумными, расценить было нельзя. Как-то раз он рассмеялся, увидев, как один из медвежат свалился с дерева, искусанный осами, чьё гнездо он пытался разорить. Услышав его смех, остальные два медвежонка прекратили свои занятия, подбежали к Лесли и, встав на задние лапы, сердито уставились на него, всем своим видом выражая недовольство его насмешкой.

Лесли пишет,  что он почувствовал себя виноватым.

           “К медвежатам иногда приходил крупный барибал-двухлетка и играл с ними. Играя с этим добродушным молодым медведем, медвежата проявляли тактическую сметку и необыкновенный юмор. Когда барибал располагался у стены дома подремать на солнышке. Расти подкрадывался к нему и бил его лапой по носу, самому чувствительному у медведя. Барибал выпрямлялся, чтобы схватить обидчика, но тут Дасти и Скречь (Расти, Дасти и Скречь – так называл медвежат Лесли) хватали его за поджилки, что вызывало у него непроизвольные судороги - медвежонок бросался вперёд, и каждый раз валился мордой на землю. Это повторялось каждый раз, когда медвежата проделывали этот приём. Барибал не отличался сообразительностью и, хотя проказники много  раз проделывали этот трюк, не мог понять, что каждый раз Расти заманивает его в ловушку. Если вы сами не видели, как смеются медведи, - мне это не описать, так они потешались над этим увальнем...”.

             “Мои медвежата - пишет Лесли, - всегда бурно выражали свою благодарность - этакое врождённое благородство. Всякий раз, когда я выручал их в критической, по их мнению, ситуации, они обнимались и лизались, издавая какие-то гортанные звуки...

             Медвежата Лесли чётко различали два мира: в доме и вне его. В доме нельзя драться, надо вести себя прилично, не проявляя раздражения и ревности... Когда Скреч однажды опрокинул на себя опару с тестом и оказался весь в муке, все медвежата притихли и ждали, какое будет за это  наказание”.

            Или другой пример: “У маленькой Дасти как-то появилась игрушка. Она выловила в озере кусок клёна, и всё время проводила с этой игрушкой,  даже спала, не выпуская её из передних лап…”.

            Еще пример:  Таёжные жители хорошо знают о пристрастии диких медведей к "музицированию". Обнаружив в лесу расщепленнное молнией дерево, медведь подходит к нему и дёргает лапой отщеплённую часть ствола. Слушая издаваемые при этом звуки, он получает явное удовольствие. Иногда это занятие так увлекает его, что он не замечает подошедшего человека.

             В монографии В.Пажетнева “Я и мои медведи” приведен такой пример разумного поведения молодого медведя: Полуторагодовалый медвежонок зимой впервые в жизни ступил на тонкий лёд широкого ручья. Лёд затрещал. Медвежонок остановился, поднялся на задние лапы и стал приседать, как это делал бы человек, пробуя прочность льда. Сделав несколько таких приседаний и убедившись, что лёд достаточно прочный, медвежонок спокойно  пошёл на  другой берег”.

             В той же книге Пажетнев, которому,  как и Лесли, пришлось воспитывать двух медвежат, рассказал такой случай: “... Я ещё не успел подумать, как она (маленькая медведица Катя) быстро подошла к костру, который почти догорел, и принялась ожесточённо расшвыривать угли, топтать их и тушить, придавливая лбом. Испугавшись за её благополучие - она могла обжечься! - я прогнал медвежонка. Медвежонок тушил костёр, тушил отчаянно, не хуже любого пожарного!  Шерсть и кожа на лбу и  на левом  боку у Кати украсились подпалинами, но это только придавало ей еще более воинственный вид. Я старательно затоптал остатки костра...”.

            И ещё один случай встречи с диким медведем в горах Памира. Группа армейских альпинистов возвращалась на базу после трудного восхождения. Путь шёл по узкому карнизу, проходящему высоко над рекой. С одной стороны возвышалась отвесная стена, с другой - далеко внизу бесновалась река. Вдруг из-за поворота тропы показался идущий навстречу медведь. Зверь и альпинисты остановились, и некоторое время молча смотрели друг на друга. Позади у альпинистов был трудный переход с тяжёлыми рюкзаками, и поворачивать назад ни у кого не было желания. Люди ждали, как поступит медведь. И он принял решение. Он стал пятиться назад, так как повернуться на узком карнизе было невозможно, и скрылся за поворотом. Выждав какое-то время, альпинисты двинулись вперёд. Подойдя к повороту, они с удивлением увидели, что медведь остановился на расширении тропы и, прижавшись к стене, явно оставлял проход для людей. Посовещавшись, альпинисты решили рискнуть. С некоторой опаской они прошли, буквально касаясь бока медведя, и продолжили свой путь.к4

             А вот, какую историю поведали автору, путешествовашему с женой по Лесистым Карпатам, в больнице посёлка Усть-Чёрная. Весной 1962 или  1963 года на территории больницы обнаружили очень худого взрослого медведя с сильнейшим расстройством желудка. Его  накормили, добавив в еду соответсвующие лекарства. Медведь, еле передвигая ноги, удалился. На следующий день он снова пришёл к больнице, где ему опять дали лекарство. Так продолжалось больше недели - медведь регулярно приходил на "лечебные процедуры". С каждым  днём он чувствовал себя лучше и, в конце концов, поправился и приходить перестал.

 

Предыдущее - Следующее