Глава 21

ПАРЕМИОЛОГИЯ

Слово "паремиология" произошло от греческого слова паремия (paroimia) - притча, изречение, отрывок из библии. Наука о пословицах - паремиология, как утверждают специалисты, сложилась в точную научную дисциплину.

Люди сельские, близкие к природе - крестьянство, а мы именно крестьянству обязаны сложением пословиц, - всегда и постоянно находились в одних и тех же условиях жизни, как в десятом, двенадцатом, так и в семнадцатом веках. "Там и здесь земледелие, сельское производство, там и здесь поверия. Люди, оставшиеся в неизменной жизни, никогда не изменяли ни своих понятий, ни своих поверий, отчего в рассказах поселян мы доселе слышим были о старой русской жизни". (И.П. Сахаров, "Сказания русского народа").

Историки добавляют, что паремиология с тем же успехом может быть использована в качестве исторического источника, как и письменные документы. Пример из самых известных: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!". Уже забывается эта пословица. А значила она очень многое. 26 ноября, в день холодного Юрия (есть и теплый Юрий - 23 апреля) во время окончания крепостных работ на барина было разрешено переходить к другому владельцу. Но этот срок был уничтожен - закрепощение стало окончательным.

Русские народные пословицы, объясняют филологи, к XVII веку уже были сложены. Уже приобрели свою окончательную форму и с тех пор не менялись. Отметим слово: XVII век и представим себе Россию без тракторов и железных дорог, с дремучими лесами, непроходимыми болотами, людей мало, зверья много, а лес и дол - видений полны. А на заре (отметим про себя - вечерней заре, к ночи), нахлынут волны и выйдут из вод... из воды выйдут богатырского сложения опоэтизированные гоминоиды. Но к тому, что сказал Пушкин о снежном человеке, мы еще вернемся.

Пословица есть кратко и точно сформулированный итог долгого опыта, итог впитывания прошедшего. То же самое наш народ сказал более кратко и чеканно точно: слово ведуном ходит.

Следы таинственного существа, по которым шли Рене и Айвен дошли до берега реки и тут исчезли. Куда делся тот, кто их отпечатал? Для ответа на этот вопрос поставим в очной ставке век семнадцатый с веком двадцатым.

Словесная информация для криптозоологов, пожалуй, главная из информаций, а фольклористика - тема неисчерпаемая и мы сейчас для краткости и для попытки ответить на поставленный вопрос коснемся лишь одного ее раздела - паремиологии. Именно паремиология, фактологическая фольклористика, дает ответ.

Обратимся к сборнику пословиц Владимира Даля и прочтем подряд, ничего не пропуская, все пословицы на 977 страницах. Выпишем из них те, которые касаются нашего подопечного. Выбранные пословицы расставим по столбикам, объединив по темам - внешность, повадки, ум, хитрость, физическая сила, рост, отношение к человеческому детенышу и др. И попробуем поставить в очной ставке век семнадцатый с веком нынешнем. Семнадцатый век ставим потому, что к тому времени пословицы закончили свое сложение, а в двадцатом наши искатели собрали множество информации, каждую из которой можно проиллюстрировать пословицей - итогом житейского опыта. Опыта, кованного в словах.

Но что особенно интересно: самую большую группу пословиц составляют те изречения, выработанные крестьянством за тысячи лет наблюдений, которые отвечают на поставленный вопрос: где же он? Эти изречения - эссенция народной мудрости - указывают на ворота в его убежище, на вход в его дом, на водяную преграду в его жилище: "Вольно черту в своем болоте орать", "правит, как черт болотом", "водяной в омуте сидит", "в воде черти, в земле черви, в Крыму татары, В Москве - бояре, куда уйдешь?" и тому подобное, как считалось, темное, невежественное, суеверное. Как трудно понимать и как легко глумиться! Но не на глум, а на ум ковал народ свои паремии. Обратимся к ним.

И заметим, что пословиц, указывающих на болото и воду, как на ворота в убежище черта, намного больше, чем других - 25 пословиц. О его внешности говорят 13 пословиц и 9 пословиц - о месте пребывания в лесу. Конечно, это не случайно. И есть над чем задуматься. Что такое болото? Что под болотом? Как наш примат через болото добирается в карстовые полости? Как дышит; вернее, не дышит под водой?

Неизвестно, нам неизвестно. И крестьянству, жившему до XVII века, естественно, тоже было неизвестно. Он лишь наблюдал факты и фактов наблюдений примата возле болота было намного больше, чем других наблюдений.

 

1. Вольному воля, спасенному рай, бешеному поле, а черту болото

2. Всякий черт в своем болоте ворочай

3. Не ходи при болоте - черт уши обколотит

4. Вертит, как черт в пучине

5. Вольно черту в своем болоте орать

6. Правит, как черт болотом

7. Гнилого болота и черт боится

8. В тихом омуте черти водятся

9. Домовой тешится, леший заводит, а водяной - топит

10. Водяной пошутит - утопит

11. Мутит, как водяной под мельницей

12. Не все то русалка, что в воду ныряет

13. Все черти в воду и пузырья вверх

14. Работа не черт, в реку не убежит

15. Все черти равны, все те же бобры

16. Верь бороде, а порука в воде (водяной)

17. Ввели в грех, как бес в болото

18. Навели на беду, как бес на болото

19. Было бы болото, а черти будут

20. Вертит, как черт в омуте

21. В доме ворочает, как лукавый в болоте

22. Девка ходит, как русалка (нечесаная)

23. В воде черты, в земле черви, в Крыму татары, в Москве бояре, в лесу сучки, в городе крючки - куда уйти?

24. Водяной в омуте сидит

25. У черта на кулижках (Кулига - заводь, образованная изгибом реки).

 

 

1. Все черти одной шерсти

2. Полы да черти одной шерсти

3. С остроголовым не шути (с чертом) - перетянет

4. Как черт в поршнях

5. Страшен черт, да милостив бог

6. Не бойся смертей, бойся чертей

7. Хорош, перед чертом, как куколка

8. Все люди, как люди, один черт в колпаке

9. Во что черт не нарядится, а бесом глядит.

10. Бур черт, сер черт, а все один бес

11. Тот же черт (шут), да в иной шерсти

12. Тот же шут, да в красной шапке

13. От черта отстал, а к людям не пристал

 

 

1. Есть и на черта гром

2. Бегает от дома, будто черт от грома

 

  1. Связался, как черт с младенцем.
  2.  

    1. Купил дом и с домовым. Дом домом, а домовой даром

  3. Из пустой хоромины либо сыч, либо сова, либо сам сатана
  4.  

    1. Бес всех умнее, а люди не хвалят

    2. Бес всех умнее, а злой дух

  5. Бес около ходит, да на грех наводит

 

1. Силен черт, да воли нет

2. Много в черте (у лихого) силы, да воли ему нет

3. Храбер, силен, а все с лешим не справиться

4. Домовой пошутил: лошадь в подворотню протащил

5. Не шути с чертом: из дубинки выпалит, убьет

6. Леший пошутит - домой не пустит

7. Шутил бы черт с бесом, водяной с лешим

8. Шутить бы черту со своим братом

9. Чем черт не шутит

 

1. Был бы лес, а леший будет

2. Лес лесом, а бес бесом

3. Люди дорогой, а бес стороной (целиком)

4. Вертит, как леший в уйме (дремучем, огромном лесу)

5. Вертит, как домовой на конюшне

6. Над черепками да угольями в межевых ямах домовой с лешим сходятся (утопленника на меже хоронят. Межи да грани - ссоры да брани)

7. На межах да на распутьях нечистая сила

8. Идет поп дорогою, а черт поперек.

9. Толчитесь бесы, да не в нашем лесе.

 

1. Кричит, как леший

2. Кричит, как леший, как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской

 

  1. С лешего вырос, а ума не вынес

 

  1. Перегоняет с места на место, как леший зверя

 

1. Аминем от беса не отбудешь

Еще раз о паремиологии - области коротких сообщений, в которых отброшено все, кроме заостренной сути. А.Н. Афанасьев писал, что пословицы по самой форме своей не подвержены искажению и потому являются памятником издавна сложившихся воззрений. Наши, отечественные паремиологи пишут, что пословицы являются главным источником мудрости предков, хранителями памяти и орудием передачи человеческого опыта. И в нашем тяжелом случае, в случае новорожденной науки - гоминологии, слабой, бесправной, путающейся под ногами у взрослых наук, паремиология среди других фольклорных подспорий представляется наиболее надежной.

И об этом же наш народ сказал, давно сказал, и без применения заморских слов, без паремий и логий, а по-русски: образно, красочно и сильно. Поговорка - цветочек, пословица - ягодка, то есть готовый продукт, созревший, спелый - результат. Сказал также: старинная пословица не мимо молвится и над кем она не сбывается? На пословицу, мол, как на дурака, и суда нет. Ни суда, ни расправы - не судима. То есть, если опять применять иностранные слова, пословица - это аксиома, не требующая доказательств.

Но мы попробуем доказать и опять все тем же методом - сопоставлением, наложением одних данных на другие.

В сборнике пословиц Даля читаем: "Есть и на черта гром", "бегает от дома, как черт от грома". Ставим рядом строчки из книги Э.М. Померанцевой о низшей мифологии, где собраны воедино сообщения многих этнографов о том, что черта, мол, можно увидеть в грозу, так как он бегает, боясь непонятного шума. И как иллюстрацию добавляем рассказ (из собрания гоминологов, то есть тех же этнографов, но со своей нацеленностью) о том, как в Омской области у озера среди гор (горы в подвальном этаже могли содержать карстовые пустоты) в лесную избушку во время сильной грозы забежал знакомой внешности "человек", увидел людей, дико завизжал и кинулся вон. На северном Кавказе нам рассказали про алмасты, пришедшем во время грозы под навес конюшни.

Продолжим сопоставления. Не соглашаясь с церковниками, русский мужик заявил: "Аминем от беса не отбудешь", то есть бес - это не духовное, а зоологическое явление, которое молитв, аминей и прочих религиозных слов не понимает.

Рост взрослой особи уже хорошо известен и по описанию свидетелей, и по измерениям с кинопленки Паттерсона. Недавний свидетель сказал: "Он сидел, а будто сидела лошадь" (из сообщения Ж. Кофман). Сравним с поговоркой "сидит, как черт на пеньке", и "с лешего вырос, а ума не вынес".

Читаем у Даля пословицу "гоняет, как леший зверя" и вспоминаем маньчжурина-охотника, у которого в фанзе жил тот самый зверь-человек. По ночам это существо уходило вместе с волками на охоту. О его работе по совместительству с волчьей стаей есть немало фольклорных указаний.

О крике алмасты краеведу из Кисловодска Ф.Чернышеву рассказывали чабаны: "Рев алмасты - могучий, как рев паровоза. Он, как кашель, переходящий не то в стон, не то в мычание". Пастухи киргизы сказали, что крик его очень громкий и разносится по всем горам. Из сообщения Забирова: "...в первую же ночь они услышали такой сильный крик, что от испуга скончался один из охотников", "По рассказам, крик этого существа слышен за 30 км, а на близком расстоянии от крика голова человека втыкается в землю". Ю.Висбор рассказывал, что, услышав в горах подобный крик, он и его товарищи перенесли палатку в другое место - им стало страшно. А пословица говорит и шутя и всерьез: "Кричит, как леший. Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской".

Расшифруем это сжатое изречение. Дни поминовения родителей - это дни окончания весны: после Пасхи и на Троицу. Те дни, когда природа возобновляет жизнь и ему, вымирающему, чтобы воспроизвести жизнь, продлить себя, надо особенно громко кричать, чтобы нашлась подруга. Так громко, чтобы из Подмосковья (Перово - под Москвой) было слышно на Дону, на поле Куликовом, шутил, преувеличивая, крестьянин. Но ясно, что и в те времена, во времена создания этого реченья, наши искомые существа были редко расселены. Громкий его призыв к сохранению жизни, к продлению его рода дошел и до нашего времени, дошел до нас, до нашего сердца.

"...люди систематически истребляли всех других приматов, которые... проявляли признаки разумности".

Мы уже сравнительно много узнали о нем, этом уникальнейшем существе, но чем больше мы узнаем, тем больше требуется узнать. Это закономерно: всякое новое знание неизбежно обрастает пограничными областями познания. И эта мысль тоже давно выражена в пословице - "Что больше есть, то больше надо".

 

Все черти в воду и пузырья вверх

Русская народная пословица из собрания В. Даля

Снова и снова встречаются сцены купания меше-адама в реке. Например Мамед Наурузов, 27 лет, колхозник из пос. Поштбина, рассказывает, что в августе 1959 г., днем, находясь в лесу, он услышал плеск в речке и подошел посмотреть: в воде на двух ногах стояло существо, ростом выше рассказчика, все покрытое черной гладкой шерстью длиной приблизительно до 15 см. На ногах шерсть была измазана илом. С головы свисали длинные черные волосы, из-за которых лба не видно совсем, а лицо видно плохо. Лицо, как у человека, только зубы несколько крупнее. Руки длинные. Ноги тонкие. Пальцы на руках тонкие и длинные. Ногти на руках очень длинные. Хвоста нет. "Нет, конечно, это был не медведь, совсем не похож на медведя". Голое человекоподобное существо, покрытое шерстью, зачерпывало руками воду и бросало на себя. Когда оно повернулось к рассказчику, он так испугался, что, схватив свой топор, побежал домой. По просьбе опрашивавших Ж.И. Кофман, проф. Н.И. Бурчак-Абрамовича, Ф. Аахундова, Ж. Ахундовой рассказчик повел их в лес к месту происшествия и без колебаний указал, где произошло событие (записано 2 августа 1960 г.).

Вот другой рассказ, записанный там же, в пос. Поштбина в присутствии представителей местной общественности. Колхозник Осман Османов, 32 лет, сообщил, что в мае 1947 г., разыскивая своего буйвола, он собирался перейти через речку по толстому упавшему дереву и уже ступил на него, когда увидел, что посреди дерева над речкой лицом к нему сидит на корточках какое-то существо, совсем похожее на человека, но покрытое длинной черно-рыжей шерстью, схожей с шерстью буйвола; местами шерсть реже, местами - гуще; на голове черные не очень длинные волосы. Сидит на корточках, руки у него лежат на коленях. Пальцы на руках и на ногах длинные. Тыльная сторона пальцев до середины их покрыта волосами. Ногти длинные. Лицо как у человека, "но вместе с тем похоже на обезьянье". Худой, не высокий, даже маленький, - ростом примерно с восьмилетнего ребенка. Так стоял рассказчик несколько мгновений в 2 м. от каптара, потом тот вдруг прыгнул в воду с невероятной быстротой, подняв фонтан брызг, и исчез. "Сам я тоже потерял равновесие, упал со ствола в речку вслед за каптаром. А был май месяц, вода холодная, я сильно простудился и через этого каптара месяц болел".

(Архив комиссии)

 

Не ходи при болоте - черт уши обколотит

Русская народная пословица из собрания В. Даля.

Дело происходило в марте 1899 года в самой южной части Ленкоранского уезда, в болотистых предгорьях Талышского хребта. Поздно вечером К.А. Сатунин пробирался верхом на лошади вместе с проводниками безлюдным лесом по почти непроходимой болотистой топи. Неожиданно лошади остановились, беспокойно перебирая ногами и прядая ушами. К.А. Сатунин ясно увидел в сумерках темную фигуру, которая с совершенно человеческими движениями пересекла путь... Старик хозяин пояснил: "Его зовут биабан-гули",

(К.А. Сатунин, Биабан-гули, "Природа и охота", 1899 г.) VII

...Имеются и более современные рассказы некоторых жителей селений, расположенных вблизи талышских гор, о нападениях на них таких "гулейбаны", скрывающихся в топких болотах.

(Архив Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке)

...зимой криков меше-адама в лесу не слышно, куда они уходят - неизвестно. Крик очень резкий, сильный, слышный за 500 м, немного напоминающий человеческий голос.

По мнению участников этой экспедиции 1960 г., местом зимовок каптаров (меше-адамов) могут служить заболоченные леса поймы реки Алазани, где тепло, где много всякого мелкого зверья, рыбы и лягушек; охотники говорят, что в алазанских дремучих пойменных лесах каптары строят себе из веток логова. Считается возможным искать их зимовки также и в лесах поймы р.Куры.

(Из записей Ж.И. Кофман, Н.М. Бурчак-Абрамовича и Ф. Ахундова)

 

Навели на беду, как бес на болото

Русская народная пословица из собрания В.Даля

... Генерал-майор П.Ф. Ратов сообщил в Комиссию по изучению вопроса о снежном человеке о трех районах Синьцзян-Уйгурской автономной области КНР, где, по его сведениям, обитают "дикие люди". Один из них - район озера Лобнор.

"Дубань в Урумчи - рассказывает П.Ф. Ратов - не рекомендовал мне ехать в район оз. Лобнор, так как там много "диких людей". Говорилось даже, что они могут съесть. Речь идет о колоссальной низменности вокруг Лобнора, сплошь покрытой камышом, длиной в 450 и шириной в 150 км, совершенно не имеющей населения". Вспомним, что еще Н.М. Пржевальский имел сведения об обитании в этих камышах, как и в близлежащих болотах Нижнего Тарима, совершенно диких человекообразных существ, не знающих ни одежды, ни огня, пожирающих сырую рыбу. И вот одного из них довелось своими глазами увидеть в 1937 г. ныне покойному советскому маршалу П.С. Рыбалко, о чем, со слов последнего, сообщает П.Ф. Ратов. Однажды, когда П.С. Рыбалко проезжал восточнее оз. Лобнор, китайский офицер сообщил ему, что в обозе находится пойманный кавалеристами "дикий человек". П.С. Рыбалко застал пленника лежащим привязанным к повозке-двуколке (арбе)... его везли дней восемь, но, не выдержав пути, "дикий человек" умер возле города Курля.

(Архив Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке)

Вольно черту в своем болоте орать

Русская народная пословица из собрания В.Даля

Из опросных данных по Чечено-Ингушетии отметим такие записи. Житель селения Лежги, Патле Соси, по его словам, слышал от своего земляка, старика 140 лет, что в старину, когда тот был еще молод, близ села Ашлуки Назранского района Ингушетии в камышах на болоте водились 16 особей волосатых людей. Появлялись они по ночам на водопоях и вблизи селения. Ингуши однажды на ночь поставили у водопоя силки (сетку), в которые и запутался один из этих волосатых людей. Когда утром его окружили, он очень громко кричал. С ним пытались говорить, объясняли, что ничего плохого ему не сделают, но он явно не понимал человеческой речи. Когда сеть распутали, он вырвался и убежал. После этого случая все дикие люди куда-то перебрались и близ села Ашлуки больше не показывались.

(Сообщение С.Г. Мюге от 15 июля 1962 г.)

Старик Хизир Губашев 80 лет, кабардинец, с. Баксаненок лично дважды в жизни встретил алмасты - в 1936 и 1958 гг. "Как-то утром я пошел на речку, окруженную зарослями камыша и непролазных кустарников, и вдруг увидал алмасты". Губашев добавил, что он мало смотрел на алмасты, так как люди после этого болеют, и сам он все-таки проболел после встречи 2-3 месяца

(Из собрания проф. А.А. Машковцева)

Житель села Баксаненок молодой кабардинский поэт Х.А. Шублаков в конце октября 1957 г. бродя в районе Псеариша, заметил следы ребенка, очевидно, детеныша алмасты на полузамершей болотистой почве около степной речки.

(Из собрания проф. А.А. Машковцева)

...По мнению некоторых местных жителей алмасты не уходят на зиму, а остаются здесь же, скрываясь около незамерзающих болот...

(Сообщение Х.Г. Тхагапсоева)

Было бы болото, а черти будут

Русская народная пословица из собрания В.Даля

В 1957 г. охотник-уйгур встретил в районе оз. Лобнор существо. Которое принято там называть "человек-медведь"

(Архив Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке)

...по словам рядового жителя района оз. Лобнор, население здесь отлично знает об обитании там "диких людей"

...в южных отрогах восточного Тянь-Шаня... эта гора окружена озерами и колоссальными лесными массивами, а населения здесь никакого нет. Вблизи этих озер, по рассказам, обитают "дикие люди".

(Архив Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке)

Второй раз Кочкарев видел алмасты на камне на самой середине реки Малка. Как он слышал от отца, алмасты часто воруют одежду, пищу, тряпки. Часто видели прежде алмасты за Пятигорском - в лесах и виноградниках.

(Архив Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке)

 

В четвертом путешествии, в 1883 г., Пржевальский узнал о незнакомых с огнем и одеждой "людях", живущих в тростниках Лобнора и болотах Нижнего Тарима в "состоянии полной дикости". Более подробные сведения в рукописях Пржевальского еще не разысканы.

(Н.М. Пржевальский, "От Кяхты на истоки Желтой реки, 1948 ., стр.186)

К оглавлению